yes

Чему учат на уроках истории

09.11.2012

Вчера прошло Ток-шоу в центре РИА Новости при поддержке издания «Московские новости», радиостанции «Эхо Москвы» и РИА Новости на тему «Именем Сталина: чему учат школьников на уроках истории». На встрече обсуждалась тема преподавания истории в школах России, а точнее, советского периода истории. Разговор шел о неоднозначности трактовки фактов, о роли учителя, учебника, ученика и окружения ученика в преподавании истории. Что важнее и что играет главную роль в формировании у детей представления об истории России.


На этот вопрос сами школьники отвечают по-разному, говоря о важности информации, полученной, как в рамках семьи, так и из интернета. Хотя учащиеся гимназии №1535 утверждают, что для них главным источником исторической информации является первоисточники – архивные исторические документы.


Никита Соколов


Александр Данилов, авто учебника истории для 6-11 классов, говорит, что учебник должен быть навигатором для ученика, которому позволит составить свое собственное мнение. У учителей, участвующих во встрече, отношение к роли учебника и учителя разделилось:



  • Необходимо преподавать в рамках стандарта, определяемого учебников, а учебник выбирать тот, который ближе к ЕГЭ, то есть учебник стоит на первом месте.

  • Важнее заинтересовать учеников, а личная оценка учителя – один из важных факторов заинтересованности. И учащиеся подтверждают, что им точка зрения учителя относительно исторических фактов интересна.


В то же время, Никита Соколов, автор альтернативного учебника истории, говорит, что историческая наука не составляет мнений, она констатирует факты. И, например, в Германии учителя истории заключают соглашение о том, что учитель не должен своим авторитетом навязывать мнения, и что спорные тезисы должны преподаваться как спорные.


Павел Панкин


Павел Панкин, директор школы №1741, высказал точку зрения о том, что важен не учитель или учебник, а важен диалог между учителем и учеником. И задача учителя – создать этот диалог. Несмотря на то, что входе дискуссии не удалось получить единого мнения и не удалось придти к единому выводу, подвести итоги можно следующим образом.


Для современного ученика существуют следующие источники информации, которые позволяют создать представление об истории России:



  • Учебник

  • Учитель

  • Интернет

  • Телевидение, включая, художественные и документальные фильмы.

  • Другие внешние источники, включая семейное окружение.


Учебник – как рамка, как источник информации о фактах с минимальным объемом трактовок, как путеводитель по истории.Наталья Юрьевна Червен-Водали


Учитель – преподаватель фактов (от учителя требуется сделать так, чтобы учащимся было интересно запоминать исторические факты). Источник одного или нескольких мнений об исторических фактах без навязывания какого-либо мнения. Как пример суждений, как пример интерпретации исторических событий. Одна из задач учителя истории - научить ребенка мыслить, рассуждать и формировать свое мнение. Об этом говорила и учитель истории Лицея №1535 Червен-Водали Наталья Юрьевна – учитель должен приучать ребенка анализировать факты, сравнивать их приходить к своему мнению, а для тех, кому требуется подготовиться к ЕГЭ, существуют элективные курсы.


Интернет – источник множества мнений, начиная от известных историков до мнений других школьников. Интернет позволяет получить дополнительную информацию об исторических фактах. На основе чего учащийся может сформировать собственное мнение.


Телевидение популизирует историю и помогает заинтересовать ребенка, в дальнейшем полученный интерес может развиться в исследовательскую работу с привлечением учебника, интернета и с обращением к учителю истории. В данном случае, роль учителя может заключаться в обсуждении каких-либо популярных передач или фильмов, чтобы закрепить интерес.


Другие источники не менее важны, особенно семья. Нередко интерес к истории пробуждается в рамках семейных разговорах об истории семьи, о заслугах дедов и отцов, или ответов родственников на вопросы любопытного ребенка.


Безусловно, важен диалог, диалог учителя и ученика, который помогает не только ученику, но и учителю.