yes

Этот загадочный и притягательный мир Монтессори

12.05.2009
Мы расскажем вам о методике обучения по методу Марии Монтессори, записанной со слов преподавателя центра Монтессори в Японском городе Мачида. montessori-01_sm

"Мария Монтессори однажды сказала: «Нет ничего особенного в моем методе. Просто будьте рядом с детьми и наблюдайте за ними». Тем не менее, различные наблюдения за детьми показали, что интеллектуальное развитие малыша начинается задолго до того, как он научится говорить. Различные наблюдения за самыми маленькими детьми проводились в течение 20 лет в японской школе в городе Мачида, и теперь попытаемся открыть некоторые детские секреты. Мы уделили особое внимание обучающим материалам для детей в возрасте до 3-х лет, а также созданию специальной развивающей среды для этих детей.

Малыш в 6 месяцев у нас старается познавать мир уже с новой позиции самостоятельно. В 10 месяцев ребенок уже настроен на длительный процесс развития, который ему вовсе не в тягость. Именно эта готовность и отличает нас от животных. С момента рождения ребенок начинает использовать свои сенсорные механизмы, чтобы активно изучать все, что нас окружает.
Мария Монтессори и ее коллеги говорят, что бурное развитие этих навыков начинается примерно с 6 месяцев и продолжается до 14-15 месяцев, когда малыш учится ползать, а затем ходить. В это время дети уже начинают по-настоящему работать. При правильно организованной среде они сами подходят к понятию «правильная позиция» сами делают свой первый шаг и добиваются первых успехов. В этот период у них крепнут руки и освобождаются для новых дел. Руки – отличный инструмент для новых открытий.

ИССЛЕДУЕМ НОВЫЙ МИР
Чтобы помочь детям вырасти здоровыми и умными, будьте готовы создать подходящую среду. Развивая работоспособность рук и мозга, не забудьте о развитии ног. В возрасте 1,5 лет дети начинают с удовольствием возить обучающие тележки, а также активно пытаются переносить и перекладывать тяжелые вещи. В сумках – песочек, вес которого можно увеличить согласно возможностей ребенка. Так, поднимая и опуская мешочек с песком – груз – малыш развивает кисти рук и ноги, укрепляет спину, ее мышцы. Преодоление препятствий и лазанье вверх по корням деревьев приносит детям не только пользу, но и удовольствие. Нужно только быть осторожным в это время.
Даже у совсем малышей развивается такое чувство, как взаимопомощь. Они сами учатся помогать друг другу. Такой ребенок учится преодолевать сложные ситуации, учится быть осторожным, отрабатывает равновесие и контроль над собственным телом. Получая такой опыт, он развивает позитивное отношение ко всем предстоящим трудностям.

АКТИВНОСТЬ РУК РАЗВИВАЕТ УМ
Мария Монтессори говорила, что развитие детского ума невозможно без активной работы рук. Те малыши, которые регулярно упражняют свои руки, воспитывают в себе сильный ум и характер. Таким образом, дети нуждаются в ежедневных тренировках для маленьких ручек, чтобы учиться общаться с окружающим миром, чтобы воспитывать в себе силу духа с помощью развития моторики рук и пальцев.
Мы вынуждены тщательно контролировать себя, когда работаем руками и особенно пальцами. Это также дисциплинирует работу глаз. С помощью глаз ребенок еще и оценивает – сможет он или нет выполнить данную работу.
Если малыш демонстрирует вам интерес к такому виду деятельности, это необходимо сразу почувствовать и дать ему возможности для выхода этой энергии. Новые возможности - хороший шанс, чтобы стимулировать интерес ребенка. В этом возрасте начинается осознанное разделение представлений о цвете и форме. Это первый большой шаг в развитии умственной деятельности.
До этого дети были в основном наблюдателями, а теперь они сами вовлечены в деятельность, им даже предоставлена свобода выбора материала, с которым им предстоит работать. Показывают, что делать, как правило, только один раз. Этот вид деятельности, например, формирует у детей основы логического мышления.Когда дети начинают изучать возможности своих пальчиков, они готовы сортировать предметы по признаку, например, с использованием палочек. Упражнения по координации рук и ног постепенно усложняются. Детей очень привлекает любая форма деятельности, которую они наблюдают ежедневно, особенно в исполнении родителей. Здесь выручат «маленькие» варианты «больших» вещей, которыми пользуются взрослые. Ребятишки способны выполнять такой вид деятельности, как этот, координируя одновременно разные части своего тела.
В повседневной жизни малышам особое удовольствие доставляет работа с водой. Основные виды деятельности здесь – переливание, выжимание, и, конечно, вытирание жидкости, которую пролил сам. Важно, что для детей больше важна сама работа, ее процесс, чем скорость, с какой они ее выполняют. Дети будут скорее стремиться протереть картинки на чашке, чем сделать ее чистой. Малыши по-другому воспринимают выполняемые взрослыми задачи, но они обязательно должны получать удовольствие от их выполнения. Труд, как ничто другое, хорошо помогает закалить душу и тело ребенка.

ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА – КЛЮЧ К УКРЕПЛЕНИЮ ДУХА

Педагог Монтессори не делает ЗА малыша какую-либо работу, он делает ее ВМЕСТЕ с ним. Мария Монтессори говорила, что тот человек, который работает вместе с ребенком в подготовленной среде – сам – важная часть этой среды. Материалы, которые используются в этой среде, тщательно продуманы специалистами и безопасны для крохи. В то же время все они – реальны, и ими можно выполнять все те виды деятельности, что и их «большими» собратьями. Но следует помнить, что любая, даже самая подготовленная среда – это только очень хороший помощник, но не заменитель действительности. В то же время эта среда тоже учит осторожности. И здесь никто не заставляет малыша ничего выполнять, вся инициатива исходит от него. В возрасте около 2-х лет дети демонстрируют серьезные успехи, и у них пробуждается дух вызова трудностям. Ведь известно, что в процессе выполнения заведомо сложного задания мы открываем у себя неизвестные ранее таланты или учимся новому. Например, узнаем, что есть два способа держать ножницы в руке и выясняем для себя, какой удобнее. Воспитатели заранее подготавливают материал для такой сложной работы, причем сложность заданий постоянно усложняется согласно возможностям малыша.

Принцип школы Монтессори: «Учить - обучая, а не исправляя», даже если ребенок что-то явно делает неправильно. Останавливать его и сразу исправлять не нужно. Кроха сам себя рано или поздно исправит. Момент, когда малыш САМ найдет свою ошибку и исправит ее, и есть один из самых ключевых в развитии маленького мозга.
У ребенка, у которого одинаково хорошо развиты пальчики обеих рук – очень хорошая концентрация внимания. И педагог, в группе которого есть такие дети, обязательно должен предоставить им возможность для дальнейшего совершенствования этих навыков. Все материалы должны быть интересно, красиво оформлены, чтобы малыш получил от работы ними удовольствие.
И вот наступает день, когда дети уже готовы выполнять сложную работу самостоятельно. Им даже не нужно напоминать об осторожности. Они учатся бережному отношению к окружающей среде через осознание своего места в ней.
ЗА – ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ
В Монтессори – классе – огромное разнообразие развивающих материалов, но, как правило, все они – в единственном экземпляре. Не стоит волноваться, если дети долгое время уделяют внимание какому-либо одному виду деятельности. Нужно научиться спокойно ждать своей очереди. Группа, собранная из детей разного возраста, позволяет увидеть и отработать новые способы обучения. Когда старший ребенок занимается с малышом, они развиваются оба. Показанное старшим ребенком, младшим воспринимается гораздо лучше и эффективнее, чем взрослым. Любовь к природе и человеколюбие прививается тогда, когда дети принимают участие в деятельности, направленной на созидание, развитие и прямой контакт с окружающим миром на равных со взрослыми. Физическим развитием лучше всего заниматься в группе с такими же увлеченными детьми. И тут – как можно меньше контроля. Здесь дети могут ярко проявить себя – каждый день лидер группы меняется. Также свою индивидуальность в подборе упражнений. Гармоничное развитие – это всестороннее развитие, ума и тела.

ТАКИЕ ДЕТИ – ЗАЛОГ МИРА


      Подборки по теме

      , 0