yes

Учим малыша общаться

20.02.2011

Умение общаться с другими людьми формируется, как это ни странно, еще во внутриутробном периоде. Для медиков и ученых уже не секрет, что будущий ребенок прекрасно понимают интонацию, с которой его мама общается с окружающими или с ним самим. Ласковые, добрые слова успокаивают малыша, нормализуют сердцебиение и кровообращение. Грубость и крики наоборот – заставляют его нервничать и провоцируют нежелательные соматические реакции. Внутриутробное развитие – важный этап, закладывающий не только основы физиологического развития ребенка, но и, в некоторой степени, определяющий основные навыки его последующего социального общения. Малыши до года еще не дифференцируют слова по их семантическому значению, но прекрасно улавливают интонацию, с которой они произносятся. Общение с другими карапузами в этом возрасте носит больше "исследовательский" характер: малыш пытается потрогать, лизнуть или даже укусить другого ребенка – для него это не более чем интересная игрушка. На этом этапе жизни у ребенка формируется эмоциональная составляющая коммуникативного развития – общение родителей между собой, их манера разговора определяет поведенческие стереотипы, которые ребенок, пусть даже неосознанно, будет использовать в своей дальнейшей жизни. Дети в возрасте 2-3-х лет уже умеют договариваться и самостоятельно пытаются устанавливать правила взаимодействия с окружающими людьми. Задача родителей на этом этапе – научить ребенка быть открытым и уметь идти на контакты. Посещайте с ребенком людные места, регулярно водите его в кукольный театр, цирк и пр. Не ограничивайте его общение с детьми на детской площадке – это первые осознанные попытки ребенка наладить межличностное общение. Только не оставляйте малыша один на один с окружающим миром (будь то игры в песочнице или плановое посещение поликлиники) – ребенок должен чувствовать, что вы рядом и, в случае необходимости, всегда придете на помощь. С 4-х лет ребенок уже осознает себя как социальное существо. Конечно, не в той мере, как это принято во взрослом мире, но понимание, что его оценивают, в том числе, и по его умению контактировать с окружающими, в этом возрасте уже есть. Развивайте в ребенке уверенность в своих силах – поощряйте публичные выступления на утренниках в садике, домашних вечеринках. Не забывайте хвалить свое чадо за спетую песенку или прочитанный стишок, формируйте у него положительную, устойчивую самооценку – очень часто комплексы и зажатость в общении появляются после насмешек родителей над попытками ребенка самовыразиться. И не забывайте учить малыша правилам поведения в обществе: вряд ли найдутся желающие общаться с невоспитанным, неадекватным ребенком.


Категории

        , 0