yes

Читающий школьник - это мечта или реальность? (мнения специалистов)

14.05.2010
Современные молодые люди не любят читать по той причине, что программа по литературе не всегда доступна для их понимания и, следовательно, неинтересна. Такое мнение высказал в рамках прошедшего в Москве круглого стола «Читающий школьник – мечта и реальность» Виктор Фертман, директор государственной столичной гимназии. По мнению Фертмана, предусмотренного школьной программой времени учащимся не хватает на изучение, анализ и обсуждение всех обязательных произведений. А для понимания некоторых произведений классической русской и зарубежной литературы школьникам нужен определенный «культурологический пласт», которого у них нет. В связи с этим, директор главной гимназии Москвы считает необходимым «осовременить» школьную программу и даже убрать из нее определенные произведения известных писателей. Только тогда, по словам Виктора Фертмана, чтение станет модным среди молодежи.

Другого мнения придерживается Людмила Дудова, кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой филологического образования МИОО. Профессор выступила против исключения произведений Толстого, Достоевского и Чехова из списка обязательной литературы только из-за того, что они не всегда понятны детям. По мнению Людмилы Дудовой, творения этих авторов формируют менталитет ребенка и его личность. Чтение в целом (художественной, публицистической, научной литературы) – это базовая компетенция человека, без которой невозможно ни образование, ни карьерный рост, считает она.

Основной недостаток современных уроков по литературе в школе кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы и методики МГПИ Михаил Павловец видит в том, что на них детям не прививают культуру чтения. Обучаясь в школе, ребенок получает лишь знания, которые потом должен воспроизвести на экзамене. Помимо школы ученику следует посещать читательские клубы, участвовать в творческих конкурсах, турнирах, научных конференциях и круглых столах. На популяризацию чтения именно такими методами направлен культурно-образовательный проект «Литературный венок России» московского Департамента образования. В рамках проекта дети и молодежь вовлекаются в образовательные и просветительские программы, способствующие повышению их общей культуры и нравственного сознания.