yes

Что должен уметь будущий первоклашка? Адаптация в школе

25.08.2009
"Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе, учат в школе, учат в школе… " А еще там учат вычитать и умножать, и чертить, и рисовать. Но получить эти учебные навыки ребенку будет сложно, если он не готов в школе психологически, не обладает способностью адаптироваться к новой для него среде и не настроен получать знания. О том, какие умения и навыки помогут вашему ребенку быстро влиться в жизнь по расписанию и с удовольствием учиться, рассказывает педагог начальных классов средней общеобразовательной школы № 123 с углубленным изучением отдельных предметов имени О. Охрименко (г. Омск) Валентина Степановна Ожерельева.

Конечно, родителям нужно перед приходом в школу научить свое чадо писать печатными буквами, сравнивать числа, чертить по линейке, но еще более важно позаботиться о его физической и психологической готовности к школе. Ведь в учебном заведении, в отличие от садика, и режим, и нагрузка совершенно другие. Занятия в начальной школе длятся 35 минут, и это время ребенок должен не пробегать, не пропрыгать, а спокойно просидеть. А для этого, он должен быть усидчивым. Как развить в будущем первоклашке эту способность? Здесь у каждого родителя своя метода: можно подкинуть ребенку домашнее поручение, которое требует определенного запаса терпения – собрать пазлы, сделать вышивку.

Другое качество, которое поможет сыну и дочке успешно учиться – это внимание. Дети, они, в принципе, рассеянные. А сегодняшние детки – вдвойне. Как помочь ребенку натренировать внимание? Я считаю, не надо делать это специально, хотя конечно, сейчас есть много игр и книжек-раскрасок на тему "найди и сравни". Но можно развить внимание незаметно для малыша. Вот, предположим, прошел мимо вас человек. Элементарно, спросите: "Кто прошел, мужчина или женщина? А в чем она была одета?"... И так далее. Наших деток сейчас очень сложно оторвать от телевизора – смотрят все, включая рекламу. Направьте и это на благое дело, спросите, предположим: "Чем помидорки в рекламе занимаются?"," Какой по счету был в очках?", "Какой ел мороженое?"  Пусть ребенок считает чашки на столе, столовые приборы пуговицы на пальто. Тогда он будет смотреть на доску и запоминать. Любую мелочь и деталь,  окружающую ребенка, можно обратить ему  же на пользу.

Следующий очень важный момент: нужно учить детей работать в команде.
Если во дворе дети между собой просто друзья по играм, то в школе они уже одноклассники. Это новый социальный статус. Для родителей их ребеночек – самый лучший, но в класс приходит не один он такой. Для учителей они все – самые любимые, самые лучшие. У детей, нередко, завышена самооценка, их нужно научить играть по правилам с помощью ролевой игры. Зачем нужно распределение ролей? Уже к концу первого класса мы работаем в парах и группах, где собирается много маленьких лидеров. Когда ребята работают вместе, они должны помогать друг другу, но чаще всего этого сначала не происходит. Каждый норовит дать понять учителю:  "Это я сделал!", "Я старший!"," Я командир!" Каждый тянет одеяло на себя и в результате ни "я", ни группа. Нужно, чтобы дети умели работать в команде.

Поэтому, когда общаетесь с сыном или дочкой, играете вместе, разговаривайте с детьми как со взрослыми, не играйте "в поддавки". Ребенок должен усвоить простую вещь: он не всегда выигрывает, он не всегда первый. Если дома ребенок всегда выигрывает, то в школе при любом столкновении с трудностью он скажет: "Я не буду, я не хочу, у меня не получается!" А он должен принять то задание, которое ему дал учитель, понять его и выполнить.

Я всегда говорю родителям: дети должны понимать слова, сказанные спокойным, ровным тоном. К сожалению, некоторые мамы и папы, считают, что крик – хороший метод воспитания. И, к сожалению, попадаются детки, которые понимают только слова, сказанные повышенным тоном. И это происходит не потому, что ребенок какой-то особенно непослушный, а потому, что по-другому он просто не слышит.
Нельзя пугать ребенка школой, мол, вот пойдешь учиться, там учитель быстро тебе дисциплину привьет, но и не нужно настраивать малыша на то, что в школу он пойдет играть в игры.
Нужно настроить его на то, что он идет в школу учиться новому и приобретать друзей. Здесь очень важный момент. Некоторые родители излишне сосредотачиваются на оценках. В первом классе у нас оценок нет! Нельзя говорить ребенку какую оценку ты получил? Лучше спросите: Что ты нового узнал? Что вы делали? А ты знал это? Тебе было интересно? С кем ты подружился? А, может быть, ребенку что-то мешало, было трудно, спросите и об этом. Нужно поддерживать в ребенке желание учиться. И здесь я хочу напомнить взрослым, что все идет из семьи. За 30 минут урока сплотить коллектив, научить, привить интерес ко всему учитель не может. Мамы и папы в должны помогать нам.

Ну а где получить все эти знания и умения, развить навыки? Я бы порекомендовала отдать ребенка в подготовительные группы при школе, которые, как правило, они организуются при школах с сентября по апрель. Будущие первоклашки ходят туда, в зависимости от программы, два-три раза в неделю. У каждой школы свои подготовительные программы, но обычно, такие занятия направлены на общее развитие: дети вырезают, клеят, рисуют, с ними работает психолог. Чем такая форма подготовки хороша? Тем, что ребенок привыкает к школе, школьной атмосфере, к урокам, пусть 30 –минутным, но все равно самым настоящим. У него снимается страх перед незнакомым человеком – учителем, В 1 класс ребенок, как правило, приходит к тому преподавателю, который его готовил к школе. Он, конечно, может пойти в другую школу, в другой класс, но ему уже будет знакома школьная жизнь, и он не будет бояться.

Титульное фото: Первый канал