yes

Детские страхи. Откуда берутся? Как с ними бороться?

07.11.2009
Читателей портала "Дети Москвы" консультирует психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры Социальной психологии ОмГУ им. Ф.Достоевского Наталья Грушко.

- Страхи могут быть приобретенными и врожденными, связанными с особенностями ребенка.

Все дети разные. С самого рождения видно что, какие-то детишки спокойные, а какие-то тревожные и чувствительные. С одной стороны хорошо, что он чувствительный – это может помочь в творчестве, а с другой – плохо, поскольку ребенок очень восприимчив к внешним изменениям.

У детей спокойных, стабильных и позитивно настроенных уровень саморегуляции гораздо выше, они легче справляются с ситуациями, которые могут вызвать страхи.

Некоторые дети в силу врожденных особенностей настроены на недоверие к миру. Ситуация, которую они воспринимают как опасность – рассадник страхов для них. Потом это может перерасти в фобии.

Есть страхи приобретенные. А приобретаются они тогда, когда родители внушают ребенку, что мир содержит угрозу: "Не кричи, что про тебя подумают!", "Веди себя хорошо, иначе придет дядя и тебя заберет!" "Не тяни руку к собаке, она тебя укусит!"

Вместо того, чтобы объяснить, что не все люди дружелюбные,  и почему нельзя брать конфеты у незнакомцев, родители просто пугают ребенка и тем самым выращивают его страхи.

В каждом возрасте есть свои страхи, которые должны быть. Они, как говорится, показаны по возрасту. Если у ребенка к 6-7-ми годам возникает страх смерти – это нормально. Это показывает, что ваш ребенок подошел к определенному этапу развития, он начал осознавать себя как личность и задумываться над глобальными вопросами.

Вот мы подошли к списку детских страхов, среди которых страх смерти занимает первое место.
Шести- семилетнему ребенку свойственно задавать самому себе вопрос: "А что будет после того, как я умру?"

Самый простой способ коррекции страхов – прояснение. Объяснить, что такое смерть ребенку можно на языке сказок и мифов. В русских народных сказках часто повествуется о том, как герои преодолевают трудности и побеждают смерть. Полезными будут те сказки, которые нравятся ребенку, и те герои, с которыми ребенок себя ассоциирует.

Во многих культурах есть ритуалы, благодаря которым дети понимают, что смерть – это естественный ход жизни. Некоторые родители ограждают ребенка от таких событий, тем самым индуцируют, заражают его страхом смерти. Хотя стоило бы объяснить, что, например, "бабушка умерла, но осталась с нами, потому, что мы ее помним..."  У детей достаточно пластичная психика, и если им правильно подать информацию и дать им инструмент реагирования и контролирования страхов в виде возложения цветков, тогда ребенок этому относится нормально.

Со страхом смерти может быть связан страх вины. Иногда дети думают, что они виноваты в том, что кто-то ушел. Ребенку важно объяснить, что он ни в чем не виноват, что смерть – естественный ход событий.

Следующий страх, а точнее целая группа детских страхов, связана со здоровьем. Современные рекламные технологии, к сожалению, играют в смысле формирования страхов современных детей не последнюю роль. Идущая по телевизору реклама медикаментов очень напоминает страшилки. А ребенок воспринимает мир образно. Он не запоминает названий полезных медикаментов, зато прекрасно впитывает визуальные образы негативных персонажей, представляющих опасность – микробов, мокрот и прочее… Вот так и случилось,  что наши дети стали бояться кариеса, который (а вдруг?!) придет ночью, микробов, плесени, которая размножается.

Страх наказания возникает, если родители используют директивный метод воспитания. Некоторые родители применяют физические наказания. Тогда этот страх усиливается.

Страх унижения. Дети очень боятся быть выставленными на посмешище в коллективе. Иногда родители сравнивают успехи своего и чужих детей не в пользу родного ребенка: " Вот посмотри, как Анечка нарисовала, а у тебя что за мазня получилась? " Тем самым они прививают ребенку страх быть оцененным негативно, страх унижения.

Кстати, если говорить о страхах вообще, то в рейтинге страхов первое место занимает страх смерти, второе – страх публичных выступлений. Это уже взрослый страх, но корнями он уходит в детство. Чаще всего, человек, который боится выступить публично перед аудиторией, когда-то в детстве был унижен воспитателем перед детьми, преподавателем перед одноклассниками.

Страх одиночества, утраты близкого, страх остаться без опоры.  Мы уже говорили, что есть дети самостоятельные,  контактные, коммуникабельные. А есть дети зависимые от родителей, и если мамы рядом нет – ребенок чувствует невосполнимую потерю. К таким реакциям может привести гиперопека со стороны той же мамы.

Тем не менее, страх потери близкого человека относится к страхам полезным (есть и не полезные), если сопряжен со страхом за жизнь при несоблюдении правил безопасности. Если у ребенка есть понимание того, что переход через дорогу в неположенном месте небезопасен для жизни, это лучше, когда у него отсутствует всякий страх.  Страхи – это не всегда плохо. Гипертрофированные страхи – вот что плохо.

Боязнь сказочного  персонажа, зверя, насекомого. Довольно часто дети боятся сказочных персонажей – Бабу-Ягу, Домового, Кащея Бессмертного. Негативное толкование этих образов идет от взрослых, ведь ребенок с рождения не знает, кто такая Баба-Яга. Можно объяснить, что это старушка, живущая в лесной избушке, указывающая путникам дорогу и помогающая сказочным богатырям преодолевать испытания.
Вообще в культуре каждого народа есть свои образы злодеев, ребенок с молоком матери впитывает, что вот это - страшно, этого нужно бояться.

Прогресс идет вперед, меняется мифология, а вместе с ней и герои, вызывающие детские страхи.
Появилась целая когорта злодеев из компьютерных игр – терминаторы, привидения. Поэтому я бы рекомендовала родителям отсматривать те игры, в которые играют дети. Многие из них – рассадники страхов и очень сильно влияют на детей.

Дети могут бояться представителей фауны неприятных с точки зрения тактильного контакта – змей, пауков. У какого-то ребенка слово змея не вызовет особых эмоций, а кто-то испугается, пусть даже никогда змеи не видел. Потому что представит что-то холодное, скользкое, ядовитое, хотя это не совсем так. Взрослые создают мифы, дети в них верят и боятся этого мифа.

Страх темноты. Этот родовой страх уходит корнями в то первобытное время, когда дикие животные представляли для человека реальную опасность. Тогда враг в виде зверя или недруга появлялся как раз из черноты.

Но мы забываем, что у темноты есть и другая сторона. В темноте зарождается жизнь, из нее на свет появляется ребенок. Темнота – это интрига, сказка, загадка. Если ваше чадо боится темного времени суток, можно эту боязнь переформировать с помощью приятных сюрпризов: сначала в комнате темно, потом зажигается свет и появляется подарок на день рождения.

Дети могут бояться неизвестности или, наоборот, вполне конкретных травмирующих психику фактов. Иногда плохие события, произошедшие раннем детстве, запечатляются на уровне подсознания. Будучи взрослым человек и не вспомнит, что его так напугало когда-то, но если он вдруг попадет в похожие обстоятельства, детские страхи могут запуститься заново.

Коррекция

Корректировать страхи можно  несколькими способами: поговорить с ребенком – прояснить его страх, нарисовать его, создать сказку или историю, проговорить.

На занятиях я предлагаю деткам нарисовать свои страхи, а потом сделать с ними на этом же листочке что-то смешное или смять листок и потом посмотреть, как изменился рисунок. Это дает изменение эмоционального отношения к страхам. Здесь хочу заметить, что применять жесткие методы – рвать или жечь листы нельзя. Тем более, если вы не поняли, чего именно боится ваш ребенок.

Дети, на самом деле, очень любят бояться, особенно когда они вместе.  Каждый ребенок знает пару-тройку страшных историй из детского фольклора про красные руки и гробы на колесиках. В фильмах ужасов главный герой, как правило, побеждает свой страх и остается цел и невредим. Мы с детьми тоже сочиняем сказки-боюськи со счастливым концом. Ребята сами придумывают тот механизм, который помогает им побороть страх. Потом свои истории они отдают мне, а я им говорю, что рассказы пополнят коллекцию сценариев для мультфильмов. Вот так с помощью игры и творчества дети отрабатывают то, что их беспокоит. Здесь важно, конечно же, чтобы работал специалист.

Все эти методы применяются, когда ребенок спокоен. Если он сильно испугался и кричит, тогда его нужно просто обнять – РАЗДЕЛИТЬ  с ребенком ту тяжесть, которая находится у него внутри. Сначала дать ему понять, что вы рядом. А потом уже все остальное.

Когда нужно обращаться за помощью к специалисту? Если вы видите, что в течение дня ребенок проявляет беспокойство, нуждается в помощнике, тревожится; если у него изменилось поведение, он плохо спит, и вы чувствуете, что он чего-то боится – тогда его стоит отвести к детскому психологу.






Фотография предоставлена фотобанком stockvault.net


Категории