yes

Физкультура в школе: уроки ориентации в пространстве

26.11.2009
Не так давно нашу редакцию заинтересовала тема современного ведения уроков физической культуры для школьников. Наш корреспондент посетила московский Центр Образования № 293 и побеседовала с двумя преподавателями физической культуры.

Вячеслав Вячеславович Суханцев и Наталья Сергеевна Мирошина – учителя, которые «пережили» перестройку, не предав педагогики. Они не оставили работу в школе, чтобы, наконец, по их словам, увидеть ее расцвет. d0b2d0b8d0bdd0b8-d180d0b0d0b1d0bed182d0b0-019

На одном из форумов о спорте и физической культуре я прочитала такие строки: «Сейчас забыты традиции советского времени, когда во дворах и в школах были спортивные площадки, дети могли заниматься спортом без ущерба своему здоровью и родительскому кошельку. А в наши дни, - сетует автор поста, - поколения теряют здоровье, а спорт сейчас в школах – позор страны».
С вопросами – что же в действительности изменилось с советских времен для урока физкультуры, и что на данный момент происходит с нашими школьниками – я отправилась в школу, которая славится многообразием секций, кружков и дополнительных занятий, в том числе и спортивных.

d0b2d0b8d0bdd0b8-d180d0b0d0b1d0bed182d0b0-006Рассказывает Вячеслав Суханцев: «Многое из того, что было в доперестроечное время, осталось и возрождается, и это прекрасно. Нельзя сказать, что раньше однозначно все было плохо, а сейчас все хорошо. Если убрать идеологическую оболочку, организация соревнований и учебного процесса были на достаточно высоком уровне. Например, требования к спортивной форме. Сейчас они не такие жесткие, как «белый верх - черный низ». Ребята могут выбирать разноцветную одежду и обувь, но это все-таки она должна предназначаться сугубо для занятий физкультурой.

- Любой учитель вам скажет, что раньше это было veni-vidi-vici, быстрее-выше-сильнее, - добавляет Мирошина Наталья, - сейчас упор делается на каждого ученика, чтобы ребенок чувствовал себя в пространстве. Во-первых, это индивидуальный подход. Во-вторых, это обучение двигательным навыкам.

- Наталья Сергеевна, с какими трудностями сталкивается учитель физкультуры, когда проводит первые уроки для первоклассников?
- В наше время многие родители считают, что ребенку достаточно до поступления в школу сидеть дома с бабушкой. А ведь именно в садике дают первые навыки физической культуры – это и утренняя зарядка и занятия непосредственно физкультурой. К сожалению, сейчас, когда дети приходят к нам в первый класс, многие просто не ориентируются в пространстве. Первые два месяца обучения – это очень трудное время. На первом уроке мы даем ребятишкам задание: пройти зал по прямой траектории так, как ты хочешь, как можешь. Каждому предлагается придумать свой способ. Кроме бега, шага никто ничего не может придумать. Приходят дети, и они маленькие по своему физическому развитию. d0b2d0b8d0bdd0b8-d180d0b0d0b1d0bed182d0b0-027

- Когда ребятишки начинают делать свои первые успехи?
- Уже в ноябре, это мое любимое время – то, что учителю приносит большую радость в плане отзывчивости, связи между учителем и учеником. Через три месяца это уже происходит. Первый класс близок в этом плане к идеалу.

- Наталья Сергеевна, расскажите, пожалуйста, почему ребят приходится на уроке физкультуры учить такой простой вещи, как ориентация в пространстве?
- Мои выводы таковы: раньше, кроме секций и кружков, была дворовая жизнь. Мальчики постоянно играли в футбол, волейбол, хоккей. Были дворовые команды. В конце концов, ребятня играла в казаки-разбойники. Сейчас дети изолированы друг от друга. Есть момент женского воспитания. К сожалению, оно играет только негативную роль. Как объяснить это родителям, я не знаю. Приведу пример. Иногда я вожу своих детей в парк на прекрасную детскую площадку. Это лучшая турниковая площадка вблизи школы. Я инструктирую школьников о малышах, о безопасности. Там, конечно, гуляют с детьми мамы и бабушки. Они приведут своих детей или внуков на следующий год, через два года в нашу школу. И они отпускают весьма нелицеприятные замечания в нашу сторону: почему я привела детей заниматься на их детскую площадку. Меня поражает позиция исключительности личных детей. Многих ребят воспитывают не в лояльности, а в антагонизме с окружающим миром. Поэтому ребенок становится отчужденным, такое воспитание заставляет детей страдать впоследствии. Сейчас самая большая проблема – отношение родителей к своим детям.

- Вячеслав Вячеславович, расскажите нашим читателям, какие позитивные сдвиги в учебной программе помогут школьникам расти и развиваться в дружбе со спортом, по Вашему мнению?
- Вот просто здорово, что вернулись бесплатные секции (в нашей школе все кружки бесплатные). Было время, когда их вообще не было. За каждый шаг нужно было платить, в том числе за дополнительные занятия в школе. У нас теперь есть бассейн, футбол, аэробика, спортивные танцы, тэ-квон-до. У ребят появилась возможность после основных занятий не ходить куда-то далеко, а прийти сюда и заниматься физической культурой на любой вкус. Раньше единоборства были под запретом. Сейчас все тренировки происходят на официальном уровне. Тренер подводит духовную подоплеку, это не просто махание руками. У нас, например, работает прекрасный специалист. Появились и новые дисциплины. Это, к примеру, дартс. Недавно ученики нашей школы участвовали в соревнованиях. Здесь же участвовали дети-инвалиды. Это очень вдохновило наших ребят.

- Поликлиники констатируют тот факт, что физически здоровых школьников все меньше и меньше. Так ли это?
- Это даже не обсуждается. Я приведу пример. Возьмем протоколы десятилетней давности. Нормативы по подтягиванию: тогда и сейчас. Раньше худшим результатом было 7 подтягиваний. Сейчас 7-8 подтягиваний – это чемпион! Не думаю, что упал резко уровень преподавания физкультуры, скорее, общее развитие детей очень сильно изменилось.

- По какой причине сложилась такая ситуация, и что, как Вам кажется, может ее изменить?
- Школа сейчас возрождается. Но все зависит от семьи. Мы - косметологи. А родители – это хирурги, терапевты. Ребенок в 7 лет это уже личность. И он с заложенным мировоззрением приходит в школу. Родителям, на мой взгляд, необходимо настаивать, чтобы их ребенок занимался дополнительно каким-то видом спорта. Ведь можно вместе пойти на лыжную пробежку, покататься на велосипеде. Задача родителей – направить, быть рядом, быть личным примером.

- Наталья Сергеевна, а что делать ребятам, которые, в силу проблем со здоровьем, не могут в полной мере предаться спорту?
- В школе, как и всегда, предусмотрены три группы здоровья: основная, подготовительная и специальная. Ребята, у которых нет противопоказаний по здоровью, занимаются в основной группе. Они получают полную нагрузку и участвуют в соревнованиях. Учащиеся второй группы посещают занятия по физкультуре, но не сдают нормативы и не обязаны участвовать в соревнованиях. Есть так же ученики, которым требуется лечебная физкультура – это третья группа здоровья. Они могут либо посещать ЛФК в поликлинике, либо предоставлять теоретические работы по физической культуре и спорту. К сожалению, школ, где уделяется особое внимание лечебной физкультуре, и работают специалисты по ЛФК не так много.

- Может ли ученик не посещать занятия физкультурой и быть аттестованным?
- Нет. Если родители по каким-либо причинам «освобождают» ребенка от урока физкультуры, он выходит из школы с неполным аттестатом, что в дальнейшем помешает его поступлению в тот или иной ВУЗ. Сейчас система оценки очень строгая, видимо, таким образом нынешнее поколение призывают обратиться к здоровому образу жизни.

- Как вы думаете, есть ли шанс у наших детей быть со спортом «на ты»?
- Сейчас можно сказать, что мы обеспечены всем, что нам нужно, - отвечает Наталья Сергеевна, - у нас есть музыкальный центр для занятий под музыку, фит-боллы и другое оборудование.

- Очень отрадно то, что идет программа здорового поколения, - добавляет Вячеслав Вячеславович, - это правда. Есть трудности, но сейчас мы уверены, что преодолеем их. А для детей здесь полный плацдарм – как говорится, было бы желание! Приходите, занимайтесь. Надеемся, что дальше будет лучше.

Об особенностях воспитания детей в спорте читатели нашего портала могут узнать в интервью с заслуженным тренером РФ по художественной гимнастике Наталией Шишкиной и тренером СК "Динамо" по баскетболу Мариной Кузьминой.