yes

Генеральный директор Концерна «Наноиндустрия» М.А.Ананян: Интерес к науке - основа будущего мировоззрения ребенка

14.01.2010

Дети – наше будущее. Именно они призваны изучать все самое новое и совершенное. С каждым днем наука и технологии развиваются все интенсивнее. Можно сказать, с ускорением. И уже с самых ранних лет современный ребенок приобщается к таким инновационным знаниям. Поговорим сегодня о нанотехнологиях – большой науке о мельчайших частицах. Изучить и понять мир на уровне нано – вот задача номер один для наших детей, диктуемая временем. С какого возраста начинать приобщать малыша к нано-науке и какое будущее ждет выпускников факультетов нанотехнологий в нашей стране, рассказывает Генеральный директор ЗАО «Концерн Наноиндустрия», доктор технических наук Михаил Арсенович Ананян.


Первый и самый важный вопрос к Михаилу Арсеновичу – какие перспективы у вводимого сейчас в отечественных школах предмета «нанотехнологии»?


Правильно, что такую дисциплину вводят в школе. Все действительно должно начинаться с детства. Сейчас наступила эпоха «нано», поэтому пересматривается вся система образования. Я считаю, что нанотехнологии - это ключик в новую область знаний. По сути, человечество давно знакомо с нанотехнологиями. Так, например, булатные клинки или цветные витражные стекла – это же все нано. Есть лишь одно различие: в далекие времена все это делалось в большей степени интуитивно, а сейчас, изучая область нанотехнологий, мы переходим на новый уровень понимания материи. Поэтому, не удивительно, что, уже начиная со школы или даже детского сада, ребенок может воспринимать мир совершенно по-другому.


Такая перестройка системы образования привела, по мнению М.А.Ананяна, к необходимости переподготовки и самих учителей. Глава Концерна «Наноиндустрия» считает, что сейчас следует подготавливать специалистов совершенно другого плана. Нанотехнологии – это междисциплинарная область знаний. В связи с этим, преподаватели смежных наук: химии, физики, биологии должны соответствовать по уровню своих знаний этой междисциплинарности, уверен Михаил Арсенович. Он отмечает, что положительные моменты в этом вопросе уже наблюдаются. Так, в одном из педагогических университетов г.Уфы создана кафедра, которая выпускает учителей нанотехнологий. И что важно - программа их подготовки строится на совершенно новых принципах.


Наверняка, все вы слышали о курсирующих по Москве «Нанотраках». Эта чудо-машина - настоящая лаборатория нанотехнологий на колесах. Здесь в занимательной форме малыши знакомятся с основами этой увлекательной области знания. Кстати, в столичные школы «Нанотрак» выезжает абсолютно бесплатно. Так что, в этом плане московским детям очень повезло.



Узнаем у моего сегодняшнего собеседника, насколько важна роль подобных образовательных элементов в нашей стране?

По примеру США, которые давно внедрили подобные передвижные выставки, Московский комитет по науке и технологиям создал специальный образовательный автобус. Он начинен различными нано-экспонатами и приборами для демонстрации процессов на уровне «нано». Сейчас, он действительно ездит по столичным школам, где для московских школьников проводятся первые уроки нанотехнологий.


Как Вы считаете, с какого класса школы лучше начинать знакомить ребенка с нанотехнологиями?


Здесь дело даже не в классе, с какого начинать, а в психологическом настрое самого общества. Интерес к нанотехнологиям оптимально начинать прививать ребенку еще в дошкольном возрасте. Но, к сожалению, в России много обратных примеров. Посмотрите, к примеру, что пишут у нас на пакетах с молоком - бездарные детские стишки. А в то же время в Германии на упаковке детских мюсли рассказывается что-то интересное о науке, в частности, и о нанотехнологиях. Ребенок всем этим запросто может заинтересоваться – сейчас дети же очень развитые. То есть, я считаю, что в первую очередь нужно воспитывать в ребенке интерес. Интерес к науке – важнейший элемент его будущего мировоззрения.


Для тех, у кого такой интерес к науке и инновациям есть, российские университеты открывают факультеты «Нанотехнологий и наноматериалов». Министерство образования и науки РФ к 2015 году планирует подготовить 150 тысяч специалистов в области нанотехнологий. Согласитесь, цифра внушительная.



Михаил Арсенович, по Вашему мнению, востребованы ли сейчас в нашей стране молодые специалисты-нанотехнологи?

Реальность такова, что современным выпускникам нанотехнологических специальностей российских ВУЗов трудно найти работу, где бы пригодились полученные ими знания. А все потому, что сейчас нет такого количества НИИ, предприятий, конструкторских бюро, а также госзаказов на нанотехнологии. И получается, что вариантов трудоустройства у молодежи всего два: работай не по специальности или уезжай за границу. Потому что лишь единицы молодых специалистов поступают в аспирантуру или получают работу в академических институтах. Нанотехнологии требуют жизни, практики. Эту область знаний нужно хорошо изучать, понимая проблемы и потребности промышленной и социальной сфер России. Например, медицины. Так, один мой коллега, член экспертного совета, сейчас занят изучением адресной доставки лекарств. И вопрос этот сейчас очень актуален для диагностики и лечения онкологии.
Вообще, для работы в сфере нанотехнологий пространство большое. Практически в любом направлении человеческой деятельности вы найдете нанотехнологиям конкретное применение.