yes

Из 4-го в 5-ый. Как помочь ребенку адаптироваться в средней школе?

27.10.2009
В жизни каждого ученика младшей школы настает момент, когда он прощается с первой учительницей, к которой успел так привыкнуть, со своей партой, за которой провел столько времени. Ваш ребенок в этом году пошел в пятый класс, а  значит, впереди его ждет множество знакомств – с новыми предметами, с преподавателями. Такая кардинальная перемена обстановки и окружения чревата стрессом. Как помочь ребенку адаптироваться при переходе из младшей школы в среднюю?

Читателей портала "Дети Москвы" консультирует педагог-психолог средней общеобразовательной школы № 2006 города Москвы Анна Александровна Боженкова.

- Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. Для детей в пятом классе многое оказывается новым: учителя (дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники), форма обучения (в в средней школе  она становится предметной), а иногда и одноклассники, если  ребенок меняет школу или гимназию. Нередко дети перебираются из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.

Резкое изменение условий обучения, качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, а также смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней – все это – довольно серьезное испытание  для психики школьника.

Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно:  хочется быть активным, умным и независимым, нужным и успешным, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в новую школьную систему требований, норм и социальных отношений, но все же, довольно  большое количество учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации:  дети становятся невнимательными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой учебной ситуации.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе и как могут родители помочь своему ребенку?

Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научиться учитывать эти разные требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому необходимо, чтобы родители помогли детям овладеть этим умением, объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями.

Трудности у пятиклассников могут вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Помощь родителям на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно) и для преодоления трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Подскажите ребенку, как справиться с "техническими сложностями" первых дней. Ребенку трудно ориентироваться в системе кабинетов? Заведите в школьном дневнике специальную страничку, куда он запишет все предметы, которые будет изучать в пятом классе, а напротив названия каждого предмета пометьте номер соответствующего кабинета и этаж.

Пятиклассник должен хорошо знать, где вывешено школьное расписание. Нередко в начале учебного года расписание уроков меняется чуть ли не каждый день. Неплохо иметь дома номера контактных телефонов своих одноклассников для уточнения. Напоминайте ребенку, чтобы он собрал все необходимое, сверившись с расписанием на завтра. Но не делайте это за него.

Подскажите сыну или дочери, к кому в школе можно обратиться за помощью в случае каких-то затруднений. Это в первую очередь классный руководитель, завуч, курирующий пятые классы (нужно знать, где его кабинет).

Научите, как справляться с возросшими учебными нагрузками. По-другому можно построить домашнее расписание занятий. Учите добывать необходимую информацию из самых разных источников: из газет и журналов, из справочной литературы. Если есть возможность, то и в Интернете. Хорошей привычкой может стать работа в читальном зале библиотеки.

Все это - подготовка к учебе и в старших классах, и в вузе. Покажите, как работать с разными словарями, энциклопедиями, справочниками. Обратите внимание, умеет ли ребенок выделить главное в абзаце, параграфе, статье, составить краткий конспект.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Раз в неделю выберите время, чтобы побеседовать с ребенком о школьных делах: о новых предметах, учителях, одноклассниках. Не забывайте и о более "приземленных" деталях: успевает ли ребенок поесть в перерыв в столовой? Может ли без опаски зайти в общий со старшеклассниками туалет, спокойно одеться в гардеробе?

Обратите внимание на атмосферу в доме в этот период – постаратесь,  сделать так, чтобы она была спокойная и стабильная.

Естественно, что через какое-то время наиболее острые моменты перехода останутся позади. Большинство детей преодолевает эти трудности к концу первого месяца в пятом классе. Но некоторым детям требуется большая помощь взрослых, чем другим. Если период адаптации затянулся, обращайтесь за помощью к педагогам и психологам.