yes

Как меняется мировоззрение молодежи под влиянием изучения современных информтехнологий?

04.02.2010

Ответ на этот и другие вопросы по этой теме знает Александр Скорин, преподающий организацию ЭВМ и систем в Омском Государственном Техническом Университете, магистрант кафедры Информатики и вычислительной техники. - Александр, откуда возникла такая идея – изучить процесс влияния на сознание студентов изучения различных информационных технологий? Раньше ведь люди, по сути, никогда не задумывались, зачем и как им нужно учить что-то новое? Учили и все. - Идея пришла еще раньше, когда я сам был студентом третьего курса ОмГТУ. Нам тогда преподавали, как нам казалось, массу ненужных и лишних дисциплин. Мы с моим сокурсником Александром Гуровым задались вопросом – зачем нам это надо? Скажу совершенно точно: более половины студентов, приходящих в вуз, не понимают обоснованности преподавания всех предметов, не видят связи между своей будущей профессией и некоторыми дисциплинами. На первом курсе помню всеобщее возмущение: зачем нам, будущим программистам, высшая математика и философия? И вот, спустя время и попытки понять и изучить этот вопрос, родилось такое небольшое совместное исследование. - Итак, как же влияет изучение информационных технологий на мировоззрение молодежи? - Для начала мы разделили всех студентов на две большие категории, по качеству влияния на них этого самого процесса – изучения современных информационных технологий. Это студенты-информатики и студенты-гуманитарии. Мы взяли за основу такого разделения склад мышления и усвоения информации. - В чем их существенное различие? - Гуманитарии больше верят в случайности, совпадения или везение. Это люди с иррациональным восприятием мира, несколько менее упорядоченным. Любят ставить далекие и высокие цели, и потом долго и трудно до них идти. Информатики же, в противоположность гуманитариям, четче способны оценить факты и риски, более склонны к анализу за счет того, что идут к дальней цели, реализуя краткосрочные и совсем не полагаются на случай, поскольку не верят в него. Вывод же у нас для обеих групп студентов оказался один: общие дисциплины вводить совершенно необходимо. В целом это не просто дает определенный интеллектуальный багаж знаний, но и позволяет значительно расширить свои будущие способности к усвоению и применению информации как в плане будущей учебы и работы, так и в решении жизненных задач. Планирования своей судьбы, например, или найти первопричину каких-либо знаковых событий в своей жизни. Так, для студентов мы предложили сделать обязательными такие дисциплины, как: моделирование, алгоритмизация, теория информации, теория динамического хаоса. Особенно это было бы полезно гуманитариям. Это не требующие специфической предварительной подготовки для изучения курсы, и преподавать их смогут выпускники или аспиранты технических вузов. А плюсов масса – во-первых, усвоение остальных дисциплин идет быстрее и проще, во-вторых, качество обучения улучшается за счет освоения студентами этих знаний – по моделированию, алгоритмизации полученной информации. Главный же плюс: этими знаниями они могут воспользоваться буквально в каждой отрасли своей жизни – вплоть до бытовой. - Возможно, подобную мотивацию у студентов необходимо развивать еще до поступления в вуз, ведь не в каждом преподают такие интересные дисциплины. - Желательно начинать закладывать эти основы еще в школе, или в семье. Но это дело, я думаю, будущего. Сейчас ведь очень немногие студенты идут в вуз – осознанно. К сожалению. Вот проведите опрос первокурсников – зачем они сюда пришли. Молодежь в основном приходят, чтобы в армию не идти, или потому, что так захотели родители, или потому что престижно. Четко сформулировать цель – зачем – может далеко не каждый. Даже свою профессию-то по окончании вуза первокурсники назовут с трудом. Поэтому и рождается непонимание – зачем нам психология или философия, если я инженер, например. Поэтому мы с моим товарищем Александром Гуровым и рекомендовали в своей работе введение подобных дисциплин, которые не просто помогут обосновать изучение тех или иных предметов в вузах, они помогут «уложить» в головах молодых людей знания, систематизировать их, научить обобщать и прогнозировать. Думаю, что кто-то придет постепенно к тому, чтобы адаптировать подобные направления для преподавания в средней школе, хотя бы среди старшеклассников. Тогда ребятам, которые решили стать студентами, будет гораздо легче и интереснее учиться в высших учебных заведениях, я уверен.