yes

Личность в профессии учителя решает все

19.08.2010
Непростая работа у кастинг-директора в мире большого кино. Необходимо не только знать о приглашенном актере все – нужно сделать так, чтобы ему захотелось сыграть в вашем фильме, и сыграть блестяще. Этим занималась на съемках известного сериала «Московская сага» по произведению Василия Аксенова кастинг-директор – Дарья Виолина. Сериал – настоящий семейный подряд, как весьма часто бывает в кино. Так, режиссером его стал Дмитрий Барщевский, автором сценария - Наталья Виолина, его жена, Антон Барщевский, брат Даши – продюсер фильма.

Сегодня Даша рассказывает нам о себе, делится детскими воспоминаниями, рассказывает о том, как она воспитывает своего сына, также рассуждает о том, как изменить сейчас ситуацию в сфере школьного образования в лучшую сторону.

- Какие у вас воспоминания о школьных годах? Вспомните свое самое яркое положительное впечатление или интересный случай.

О школьных годах воспоминания у меня самые радужные. 10 лет я проучилась в самой обычной общеобразовательной школе № 34 на ул. Плющиха. Впрочем, нет. В первый класс я отправилась в английскую спецшколу № 5 (ныне № 1230), это была одна из самых привилегированных школ Москвы. Незадолго до меня в ней учились внуки Л.И. Брежнева и это наложило сложный отпечаток на психику учителей… Они чувствовали себя небожителями. Да, и малышей, в основном, привозили на «Чайках» «Волгах». Моя же семья принадлежала к кругу творческой интеллигенции, скромных возможностей и весьма демократичных взглядов. Атмосфера «особой» школы не порадовала моих родителей и уже 9 сентября (в первом классе) я была переведена в школу по принципу территориальной близости.

Наша 34 школа в те годы слыла в районе самой «падшей» и хулиганской, но зато в ней не было никакого ложного пафоса и идиотских правил. На фоне не очень подготовленных детей, я быстро стала «звездой», отличницей и отрадой всех учителей. Училась очень легко (не потому что такая талантливая, а просто требования были скромными), и к удивлению родителей делала серьезную общественную карьеру. В 5-ом классе стала Председателем Совета Дружины школы, и кабы не распад Союза и всей системы, имела бы, видимо, шансы на продвижение по комсомольской линии. Но, к счастью, не успелось.

- Чему кроме образовательных предметов вас научила школа?

Моя школа не давала в те годы (сейчас она стала гораздо серьезней, имеет лицейские классы и проч.) глубоких знаний, но зато в ней была прекрасная человеческая атмосфера! У детей не отбивали охоту учиться, их не травили, не мучили, не унижали. Все жили свободно, и главное, очень дружно. Дети в моем классе (который был наиболее неблагополучным в нашей хулиганской школе) были ОЧЕНЬ разные (некоторые попали за решетку буквально со школьной скамьи), но при этом мы были так дружны, если обижали одного – на защиту становился весь класс.
Жизнь развела нас, но и сейчас на «Одноклассниках» со многими я поддерживаю связь и воспоминания у нас самые теплые. Думаю, что лучшее, чему научила меня школа – это умение находить общий язык с людьми самых разных социальных слоев, культур и традиций.

- По Вашему мнению, чем отличаются современные школьники от детей, например, Вашего поколения?

Современные школьники отличаются от нас почти всем - это очевидно. И дело не столько в самих детях, сколько в том, что за прошедшие 20 лет жизнь изменилась до неузнаваемости. Мир стал другим.

О современных детях говорить можно бесконечно, вряд ли, размер интервью это предполагает. Нынешние школьники и их родители (что важно), вместе со всей страной получили свободу выбора. Теперь, если ты не научился чему-то, стоит винить в этом себя, а не систему образования.

Я думаю, в этом и есть главное везение современных детей: им предоставили выбор! Сотни школ, секций, кружков, фантастически развито дополнительное образование и всё это рассчитано на самые разные возможности, как материальные, так и умственные.

Кстати, дорогая цена вовсе не панацея, и не гарантия хорошего образования. Скорее наоборот. Мой опыт говорит о том, что серьезных частных школ в Москве единицы и бесплатное образование пока дает явно лучшие результаты. Чем дороже и «круче» частная школа, тем меньше требований предъявляют в ней к ученикам. За большие деньги не стоит портить настроение ни детям, ни особенно родителям…

Вы, наверняка, знаете, что обычные школы не хотят брать детей из частных, а если и берут, то зачастую, с потерей года. Не говоря уже об атмосфере и системе отношений детей в частных школах.

Выбирая школу для сына, я сказала себе, что не хочу сосредоточить его внимание на модели сотового телефона, марке машины папы, не хочу, чтобы он «мерился» с друзьями названиями горнолыжных курортов. Мой сын учится в самой обыкновенной общеобразовательной школе в Новопеределкино. В ней сохраняется лучшее из традиций старой советской школы. Огромное количество совместных школьных праздников и мероприятий, и что важно, готовят их сами дети, а не нанятые клоуны и аниматоры. Дети ставят спектакли, шьют костюмы, делают декорации и, по-моему, это прекрасно. В результате, школа - не изнуряющая обязанность, а отчасти даже удовольствие.

Что касается конкретно моего сына, то ему просто несказанно повезло: его первая учительница (а вместе с ней и классный воспитатель) сделали всё, чтобы их воспитанники полюбили сам процесс обучения. Мой сын плакал, когда пару дней надо было пропустить занятия…

И тут мы приходим к самому главному – «роль личности в истории». По моим представлениям, нет ничего важнее в образовании, чем человеческий фактор. Можно менять системы, придумывать новые названия, принимать прогрессивные законы, но результат всё равно будет зависеть от личности педагога.

- Что бы Вы хотели изменить в современной школе (предложения, идеи)?

Вы спрашиваете, что бы я хотела изменить в современном образовании?
В первую очередь, зарплату у учителей и всех, кто призван воспитать наших детей. Необходимо вернуть престиж этой профессии. Я бы хотела, чтобы в неё шли молодые талантливые и активные люди, а не только те, кто «уж никуда больше не поступил».

Я глубоко убеждена, что старая система среднего образования давала в целом очень неплохие результаты, наши подростки, куда лучше были образованы, чем их европейские и американские сверстники. Сегодня меня огорчает увлечение западной моделью образования с её бесконечными тестами и проставлением V-галочки в нужном квадратике. ЕГЭ – печальное тому подтверждение. Дети постепенно разучатся излагать связно свои мысли и водить ручкой по бумаге. Сложить несколько предложений и грамотно их записать гораздо сложнее, чем «выбрать один из 4 предложенных вариантов и поставить крестик».

Грустно и тотальное пользование Интернетом. Не вижу смысла в получении «5» за распечатанный доклад из интернета, который подчас дети даже не читают, то есть «5» получаешь за умелое пользование принтером?

Всё меньше в программе сочинений, отчего-то теперь считается, что надо начинать писать их только с 8-9 классов. Странно. Мне кажется, что хорошее владение родным языком – навык первой необходимости. Правда, когда слушаешь сегодня радио, даже такое, казалось бы, интеллигентное, как «Эхо Москвы», охватывает ужас от неграмотности его ведущих.

А с экранов ТВ льется такая запредельная речь, что начинаешь уж и о цензуре думать с каким-то теплом…
Сегодня модно знать несколько иностранных языков и это здорово, но, по-моему, это не должно отменять идеи выучить сначала русский.

- Ваш сын Никита сейчас тоже учится в школе. Каковы основные принципы его воспитания в Вашей семье и отличаются ли они от того, как в свое время воспитывали Вас родители?

Основные принципы воспитания своих детей я черпаю из традиций семьи. Стараюсь воспитывать их так, как родители воспитывали нас с братом. Превыше всего мы ставим Семью, верность домашним традициям, память ушедших...

Мы стараемся максимально вовлекать детей в нашу жизнь, рассказываем о прошлом, объясняем настоящее (когда сами его понимаем), говорим о будущем. Пытаемся выработать чувство ответственности, научить любить, сострадать, помогать.

Не знаю, что получится, но мы не теряем надежды…

Полагаю, что 50 % в ребенке – это гены, а 50 % - это воспитание. И я верю в его силу.