yes

«Мир картин» глазами ребенка

21.04.2010
Сегодня я открою вам небольшой секрет. Для того чтобы увидеть мир картины глазами ребенка, не обязательно возвращаться в детство. Для этого достаточно всего лишь взглянуть на уже привычное художественное произведение под другим углом. Зачастую мы воспринимаем картины «в целом»: нам важно, кто ее автор, в каком стиле она написана и по какому случаю. Но если рассмотреть понравившееся нам художественное полотно более детально, вырисовывается совсем другая картина. Мы начинаем погружаться в ее бесконечность. Именно такому взгляду на великие произведения искусства учат детей в Государственной Третьяковской галерее.

Добро пожаловать в мир фантазии!

Сегодня по залам Третьяковки мы пройдем со 2 классом московской частной школы «Ренессанс». Ребят ждет увлекательнейшая экскурсия в «Мир картин». Но целью экскурсовода Натальи Алексеевны не будет выбрана демонстрация школьникам как можно большего числа картин. Главное – обратить взгляд детей в глубину художественного мира лишь некоторых из них. Второклассники уже знакомы с такими жанрами как натюрморт, пейзаж, портрет. Но сейчас им предстоит более сложное задание – определить жанр картины Валентина Серова «Девочка с персиками».

Оказывается, произведение - синтез этих трех жанров. Постепенно, шаг за шагом рассматривая картину, ребята начинают находить в ней все новые интересные моменты. «Кто эта девочка? Сколько ей лет? Почему она так одета? Оттенки каких цветов преобладают на полотне, и что хотел выразить этим автор?», – спрашивает экскурсовод Наталья Алексеевна, обращая внимание детей на все более тонкие нюансы картины. И вот перед ребятами открывается целый мир. Перед ними уже не просто искусно нарисованный портрет, а увлекательная история Верочки Мамонтовой, в красках рассказанная художником.

В восприятии художественного мира очень важен момент личного творчества. Автор лишь изображает один эпизод из жизни природы или человека. А задача внимательного зрителя – дополнить и разукрасить ее силой своего воображения. Так, маленькие экскурсанты с интересом порассуждали о том, кем же в будущем могла стать Вера Мамонтова. И пофантазировали, в каких цветах мог быть выполнен незавершенный Серовым портрет княгини Щербатовой.

Не обошлось и без элемента игры. Школьники весело считали предметы на картинах, многие из которых были частично скрыты художником. Другим, не менее интересным, заданием было определение самого яркого и ведущего цвета на картине. Не обошлось без споров – поскольку многие картины содержали массу оттенков самых различных цветов. Особый интерес у ребят вызвала картина Коровина «Рыбы, вино и фрукты». Как и многие другие работы этого художника, картину следует рассматривать издалека. Если подойти к ней близко – увидишь лишь крупные яркие мазки кисти. Но, отойдя подальше, сможешь наблюдать прекрасное творение, целостную картину. Такая особенность, по словам экскурсовода, присуща многим произведениям художников конца 19 – самого начала 20 века. Это новшество ввели мастера художественного дела, отходя от привычных канонов живописи 19 века.

Искусство впечатления

За время экскурсии «Мир картины» ученики 2 класса познакомились со многими вещами. Например, они узнали, что такое автопортрет, чем отличаются тени и рефлексы на картине, как при помощи цвета художник передает свое настроение и многие другие особенности изобразительного искусства. Такие творческие занятия отлично развивают воображение ребенка, развивают у него творческий взгляд на мир и самих себя. Экскурсии в Третьяковскую галерею расширяют кругозор младшеклассников и обогащают их бесценными знаниями по истории искусства. О том, какие еще цели преследуют подобные мероприятия, рассказала классный руководитель 2 класса школы «Ренессанс» Наталья Юрьевна Киреева.

«Главная цель таких экскурсий – образовательная: приобщить детей к культуре как нашей страны, так и других народов. Мы стремимся показать ученикам, как живут другие люди. Такие экскурсии также направлены на развитие и воспитание детей. Ребята учатся взаимодействовать в коллективе, соблюдать определенные правила общения и поведения. Здесь ребята сплачиваются, дружат и общаются. В Третьяковскую галерею у нас оформлен абонемент: мы ходим сюда 4 раза в год. Сегодняшняя экскурсия «Мир картин» - четвертая и завершающая в этом году», - поведала классный руководитель.

После подобных экскурсий, по словам Натальи Юрьевны, уже в классе она проводит с ребятами специальные беседы. «Мы вспоминаем, где мы были, что видели. Например, через неделю после посещения музея мы видим в книге знакомую иллюстрацию и начинаем ее обсуждать и комментировать, - объяснила педагог. – Я думаю, что после экскурсии «Мир картин» дети будут рисовать. Они с радостью выразят свои впечатления в рисунках или, может быть, кто-то что-то сочинит на тему увиденного в галерее».

Дети всегда искренне радуются всему необычному. Они благодарят своего учителя, открывшего им новые горизонты и научившего смотреть на мир иначе. И сегодня они говорят искреннее спасибо за прекрасное путешествие в неизвестный ранее «Мир картин».