yes

Первый раз в первый класс. Учебные навыки. Что должен знать будущий первоклассник?

18.08.2009
Что должны знать дети, пришедшие в 1 класс? Какими учебными навыками должен овладеть малыш, чтобы приход в школу не стал для него стрессом, а процесс обучения был в радость?

На вопрос отвечает учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 123 с углубленным изучением отдельных предметов имени О. Охрименко (г. Омск) Валентина Степановна Ожерельева.

Программа, а, точнее программы, по которым предстоит учиться нынешним первоклашкам, значительно усложнились, по сравнению с теми, по которым учились их родители. Тогда объем был значительно меньше, не было спешки в обучении, вызванной огромным потоком информации, которую нашим детям сегодня подбрасывает телевидение, Интернет. Считается, что раньше в школах дети получали более глубокие, прочные знания, потому что была возможность не торопясь изучить, а потом повторить пройденный материал. В первом классе мы могли одну букву изучать два урока. Сейчас такого нет. Однако современных учебных программах много хорошего. Материал в учебниках изложен более интересно. "Натаскивание" и заучивание заменил самостоятельный поиск знаний. Программа  обучения выстроена таким образом, что у ученика складывается впечатление, что он сам все открыл и узнал. Единственное но: детям приходится пропускать через себя большие объемы информации. Это может прозвучать печально, но сегодняшние программы рассчитаны на сильных, готовых к школе детей.

Поэтому родителям необходимо помочь ребенку войти в школьную жизнь, как можно более плавно и спокойно.

Какими навыками, назовем их учебными, должен владеть приходящий в школу малыш?

Один из основных навыков - это навык чтения. Сейчас первоклашкам чуть ли не с первых занятий даются большие объемы текстов. Каждый день – новая буква, изучили две буквы – уже читаем слова. И если ребенок не будет знать букв,  то все вокруг будут читать, а он не сможет. Для него это будет трагедия.

Ребенок может не читать целые слова, но он должен знать буквы и уметь их писать печатно. Это мы уже говорим о навыках письма.
Прошу обратить внимание родителей на то, что лучше всего учить ребенка писать печатными, а не прописными и строчными буквами. Почему? Потому что, чаще всего, соединения букв родители учат делать не правильно. Если ребенок привык держать ручку и писать не правильно, переучить его  очень сложно. Отсюда очередная трагедия – корявый почерк и грязь в тетрадках.

Вообще, навык письма – один из самых трудно осваиваемых учебных навыков. Причина этому – слабая, неразвитая мелкая моторика  пальчиков у нынешних деток.  На это родителям стоит обратить особое внимание. Какие занятия развивают ручки малышей? Это – вырезание, рисование пальчиковыми красками, лепка, шитье, плетение; пуговички застегиваем–расстегиваем, шнурочки, бантики завязываем-развязываем, конструктор, пазлы складываем- разбираем. Чем лучше ручки ребенка приучены к мелкой работе, тем легче будет ему учиться писать.

Кроме чтения и письма у нас есть еще один важный предмет – арифметика. К нему тоже нужно подготовиться правильно. Хорошо, если ребенок будет уметь считать от нуля до десяти и обратно. Многие родители научат своего малыша считать до 1000 и этим счастливы. Но сам по себе зазубренный наизусть счет ничего не дает. Научите малыша сравнивать, объясните ему что такое «меньше-больше», «выше-ниже», «слева-справа». Кстати, многие дети, пришедшие впервые в школу о «право» и «лево» понятия не имеют. Эти, на наш взгляд, элементарные знания, ребенку в школе очень пригодятся.
Представьте ситуацию: "Дети, открываем тетрадки. В левом верхнем углу записываем…" И начинается: "А где? А как?". Ребенку будет тяжело, если все в классе будут знать, где "лево-право", а он нет.

Чтобы научить малыша этим важным понятиям, вовсе не нужно ставить его к импровизированной доске, садить за учебники и тетрадки. Легче всего объяснять на бытовых примерах. Вот вы читаете книжку «Три поросенка». Посчитайте поросят. Какой из них на картинке первый? Третий? Какой слева? Справа? Или, допустим, вы накрываете на стол, а ваше чадо крутится у вас под ногами. Попросите его посчитать стоящие на столе чашки, ложки, тарелки. Спросите, почему именно такое количество приборов вы поставили? Ребенок должен сопоставить, найти причинно-следственную связь и ответить: "Потому, что нас столько в семье".

Или приехали на дачу и видим: на веточке яблони висит три яблочка. Одно яблоко вы сорвали. Спросите малыша, сколько осталось яблок? Предположим, он ответит, что два. Уточните, а что он сделал, чтобы получился такой результат? Почему отнял? И так далее. Ребенок должен понимать, почему он сделал то или иное действие. Вот  такая получается прикладная арифметика - легкая, простая, но  очень нужная.

Научите малыша пользоваться линейкой. Детям  сложно дается это действие - черчение по линейке.  Поставьте для начала две точки - пусть соединит, потом задание можно усложнить.

Сейчас в садиках введены различные занятия по подготовке детишек к школе. Каждое дошкольное учреждение готовит детей по своей методе. Здесь все зависит от добросовестности и таланта воспитателя. Но ответственность за своего ребенка на чужого человека перекладывать нельзя. Нельзя махать рукой и думать, что в детском саду вашего малыша всему научат. Никакой "продвинутый" садик не поможет, если в семье ребенком не занимаются и знания, полученные им на занятиях, не закрепляются в общении с родителями.

Титульное фото: Школа Жизни