yes

Подготовка в «неэффективных ВУЗах» России может сократиться

03.09.2010
ЕГЭ – это не просто результаты знаний выпускников школ в цифрах, но и показатель состояния системы образования в нашей стране в целом. Об этом и многом другом, связанном с проведением ЕГЭ в России, говорили вчера на пресс конференции в РИА «Новости». Встреча министра образования РФ Андрея Фурсенко, ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, директора по порталам ГУ-ВШЭ Марии Добряковой и главного редактора РАМИ «РИА Новости» Светланы Миронюк с журналистами была посвящена презентации уникального исследования. По заказу Общественной палаты России Высшая школа экономики и РИА «Новости» подготовили рейтинг отечественных ВУЗов по среднему баллу ЕГЭ. Данное исследование, по мнению его авторов, позволит определить степень привлекательности того или иного университета для абитуриентов, качество образования в нем, а также поможет сформировать круг «неэффективных университетов».

О значении рейтинга и его важности для нашего общества рассказал министр образования РФ Андрей Фурсенко: «Проделана очень интересная работа, в которой мы, Министерство, являемся в большей степени потребителями. Этот труд точно показывает, какое у нас высшее образование и кто на что претендует.

ЕГЭ – это показатель того, как обстоят дела в российском профессиональном образовании, и как оценивается тот или иной ВУЗ общественным мнением. Результаты исследования показывают приоритеты наших выпускников и отражают то, как работает сфера образования с их приоритетами. Также, основываясь на результатах данного исследования, мы можем увидеть, каким образом высшее профессиональное образование формирует само себя».

В мониторинг исследования авторы включили 506 ВУЗов (703 российских ВУЗа, исключая филиалы и муниципальные университеты, а также военные и творческие ВУЗы). На сегодняшний день посчитаны данные 459 ВУЗов РФ, куда по результатам ЕГЭ в этом году было зачислено свыше 200 человек. О методологической базе исследования рассказала всем собравшимся в РИА «Новости» директор по порталам ГУ-ВШЭ Мария Добрякова:

«По материалам, размещенным на сайтах ВУЗов (приказы о зачислении, рейтинговые списки рекомендованных к зачислению, перечень вступительных испытаний), мы рассчитали средний бал ЕГЭ для каждого ВУЗа, проходной балл и средний балл ЕГЭ по каждой из специальностей и направлений подготовки. Также мы учитывали, сколько детей поступило в ВУЗы за счет побед в Олимпиадах. Данных получилось очень много, их можно изучать в самых различных срезах.



В прошлом году примерно половина всех ВУЗов разместила информацию, необходимую нам для расчета среднего балла ЕГЭ. В этом году таких ВУЗов порядка 90%. Картина радикально улучшилась. При этом ВУЗы разместили информацию так, что с ней легко было работать. Хотя остались и такие ВУЗы, которые не указывали в приказе средний балл и основания для зачисления».

Работа с сайтами ВУЗов – это качественно новый тип получения информации, считает ректор ГУ-ВШЭ, председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования Ярослав Кузьминов. По его мнению, интернет-исследование применимо в отношении изучения любых социально-экономических процессов. Это «не социология и не статистика, это то, что люди хотят представить о себе».

«Средний бал ЕГЭ – это показатель качества ВУЗа, его популярности и репутации среди абитуриентов и их семей, - отметил Ярослав Кузьминов. - Фактически этот показатель заместил собой прежний показатель конкурса: сколько человек претендует на одно место. С большой долей условности результаты ЕГЭ-2010 можно разделить на: «отличные» - свыше 70 баллов, «хорошие» - от 55 до 70 баллов и «удовлетворительные» – ниже 55 баллов».

Первая группа абитуриентов с высокой вероятностью не только освоит программу высшего образования, но и получит возможность дополнительного образования в рамках данного учебного заведения, считает Кузьминов. Хорошисты при нужной мотивировке также освоят программу. А представители третьей группы, набравшие меньше 55 баллов ЕГЭ, – это те, кто имел «тройки» по базовым предметам. Вероятность успешного освоения ими образовательной программы – очень низкая. И даже если ВУЗы будут «натаскивать» таких студентов, вряд ли из них получатся хорошие специалисты.

Ярослав Кузьминов более подробно рассказал о проведенном исследовании и привел конкретные примеры позиций ВУЗов в рейтинге:

«Первый показатель нашего исследования – это качество студентов, выбравших определенное направление специальности. В исследовании выделено 83 группы направлений. 16 направлений из 83 собрали в основном отличников. Это социально-экономические, гуманитарные специальности, медицина и одно естественно-научное направление - механика.



Серьезные опасения вызывает то, что направления, всегда представлявшие собой силу российского образования, показали в этом году низкий средний балл. Например, физика - 57 баллов, математика - 62 балла. Так сложилось, что единый экзамен по математике, физике, химии, биологии дает относительно худшие средние результаты, чем по гуманитарным предметам. Очень тревожная ситуация наблюдается и с инженерными направлениями».

Ректор ГУ-ВШЭ отметил факт определенной подмены понятий в образовании. Например, мы постоянно слышим, что Россия нуждается в педагогах, но при этом в обилии педагогических ВУЗов по всей стране низкий проходной балл. О каких специалистах в таком случае может идти речь.

Все ВУЗы, чьи данные вошли в рейтинг, попали на основании своих средних и проходных баллов ЕГЭ в ту или иную зону. В «зеленой зоне» (высокий проходной балл), куда шли в основном отличники, - получилось 45 ВУЗов. Из них 16 – медицинские ВУЗы. Резкий интерес сильных абитуриентов к карьере врача – это главная новость приема 2010 года, отмечают исследователи. В «зеленую зону» вошли также 8 технических университетов, 2 нефтегазовых, 2 архитектурно-строительных, 6 классических университетов, 15 социально-экономических и гуманитарных ВУЗов.

«Еще в 2009 году сформировалась 5-ка ВУЗов, чьи абитуриенты сдали ЕГЭ выше, чем на 80 баллов из 100. Она же показали лучшие результаты и в этом году. Это МГУ, МГИМО, ВШЭ и МФТИ и Финансовый университет при Правительстве РФ. Но в 2010 году появился и шестой ВУЗ – Санкт-Петербургский государственный медицинский университет академика И.П.Павлова», - сообщил Ярослав Кузьминов.

Определились и приоритетные для абитуриентов направления. Например, ни один из ВУЗов по направлению «журналистика» не попал в «красную зону» (проходной балл ниже 55). В преобладающее большинство таких ВУЗов идут абитуриенты с высокими показателями ЕГЭ. Их базовый уровень знаний изначально высокий. А все российские ВУЗы по специальностям «психология и педагогика младших классов», в свою очередь, расположились в «красной зоне».

«Получается, что наши дети не достойны того, чтобы их учили люди мотивированные и высоко профессиональные. В младших классах формируется характер человека, его способности. Но мы видим, что учителя младших классов – это в основном школьные троечники», - заметил председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования. - Хуже со школьной физикой и математикой – 2/3 ВУЗов находятся в «красной зоне». Как отмечают повсеместно в регионах: лучшие учителя – это выпускники исторических, филологических, физических факультетов классических ВУЗов. А выпускники педагогических ВУЗов, как правило, реализуют себя в должности менеджера торгового зала.

Мне кажется, это серьезный сигнал для всех нас, побуждающий к конкретным действиям. Выход здесь может быть один: сократить подготовку в ВУЗах, которые показали самые слабые результаты».

Подводя итоги пресс-конференции, Андрей Фурсенко назвал российское образование «социально чувствительной сферой». Как и к любой статистике, к рейтингу российских ВУЗов по среднему баллу ЕГЭ, следует, по мнению министра образования, относиться с осторожностью.

«Например, нельзя одинаково относиться к среднему баллу по гуманитарным и естественным дисциплинам. Каждый ВУЗ требует более тонкого анализа, чем просто помещение его в «красную зону» или «зеленую зону». Чем дольше я изучаю это исследование, тем больше понимаю, насколько сложно делать выводы. Тенденции – да, они угадываются. Я призываю очень внимательно смотреть на цифры, прежде чем делать какие-то жесткие выводы. Но то, что этот материал должен быть в доступе – это абсолютно правильный подход. Мы, Министерство, полностью поддерживаем аналитическую работу и будем учитывать эту аналитику для ведения нашей политики», - отметил министр образования РФ.

О других исследованиях российских ВУЗов и социальных программах по изучению мнения абитуриентов читайте в наших ближайших материалах.