yes

Помощники раннего развития

01.05.2009
b4253_У наших детей есть огромное преимущество перед нами – у них есть СТОЛЬКО и ТАКИЕ игрушки, которые нам и не снились. Выбор сейчас огромен. Разобраться в этом потоке думающему родителю весьма непросто. И, в принципе, любую игрушку можно назвать развивающей. Но так повелось, что педагоги, психологи, разработчики игр, а за ними и продавцы, стали называть развивающей ту игрушку, которая может обучать чему-либо, развивать интеллектуальные способности. Кроме того, настоящая развивающая (образовательная) игрушка должна отвечать некоторым условиям. Вот они:

- многофункциональность (т.е. в одной игре заключено множество разных вариантов);

- может возбуждать интерес в течение длительного периода времени (т.к. игры построены по принципу «от простого к сложному» и трудность заданий постепенно возрастает );

- рассчитана игрушка на зону ближайшего развития ребенка (овладеть информацией, заложенной в такой игрушке, можно лишь при активном участии взрослого);

- должна содержать методические указания или возможные варианты игр.

Развивающие игры делятся на, так называемые, традиционные и авторские.

Традиционные развивающие игры.

Пирамидки (от 7-8 мес.) Существует множество различных вариантов по форме, цвету, размеру и т.д.
Нужна для формирования представлений о размере (большое, маленькое, среднее, больше-меньше, такой же-не такой), форме, цвете (хорошо если есть парные детали одного цвета). Сортировка по этим признакам. Само одевание колец на стержень – великолепная тренировка для координации глаза и руки, развитие мелкой моторики.

Доски Сегена (от 1,5лет) или Монтессори-вкладыши (от 8-9 мес.) Плоские деревянные доски с рамками-прорезями различных форм. Необходимо подобрать фигурку точно такой же формы и вставить в прорезь. Иногда с картинками, которые надо подобрать по смыслу. Тренирует мелкую моторику, глазомер, учит соотносить форму и размер, развивает координацию движений руки. Помогает сделать толчок в развитии речевых навыков.

Кубики/шарики – вкладыши, простые и крупные (от 1 года) Объемные игрушки из безопасных материалов, в стенках которых сделаны прорези. Малыш должен подобрать фигурку к прорези и вставить ее в отверстие.
Вкладыши один в другой. Это матрешка и много других подобных замечательных игрушек.
Все вкладыши, так же как и Монтессори - вкладыши, совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы и размера предметов, а также тренируют мелкую моторику и координацию движений.
Шнуровки (с 1,5-2 лет, но реально закончить подобную работу может лишь 6-7 летний малыш) Готовят руку к письму с раннего возраста. Способствуют совершенствованию координации движений обеих рук, развивают подвижность кисти, тренируют систему рука-глаз, приучает пальцы ребенка совершать точные движения – захват «щепотью» (тремя пальцами), «пинцетный» захват (двумя пальцами).
Строительные блоки и конструкторы (самые крупные и простые - от 1 года) Обучение ребенка конструированию различных сооружений и построек. Для старшего возраста – постройки по нарисованному плану или воплощение собственных идей. Развитие пространственного воображения.
Настольные игры (с 1,5 лет) ЛОТО с разрезными карточками, МОЗАИКА. Учат классифицировать предметы по различным признакам – форме, цвету, размеру.
ИГРЫ-ПАЗЛЫ (с 2-3 лет) из 2-х, а затем и более частей. Первые навыки плоскостного конструирования. Выделение части из целого и наоборот.
ДОМИНО (с 1,5 лет) Умение найти среди нескольких предметов два одинаковых по отличительным признакам.
ИГРЫ-ХОДИЛКИ (3,5-4 года) с кубиком и фишками. Учит игре по правилам и по очереди.

Авторские развивающие игры

Эти игры разработаны ведущими педагогами, психологами и врачами и чаще всего носят имена своих создателей.
В авторских развивающих играх удалось сочетать один из принципов обучения «от простого к сложному» с важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям», поэтому ребенку удается достичь «потолка» своих возможностей в данном возрастном периоде.
Как правило, эти игры рассчитаны на долгий период использования и растут вместе с ребенком. А во многие из этих игр с удовольствием играют даже взрослые.

Игры Лены Даниловой (от 1 месяца) Эта серия игр разработана специально для детей первых лет жизни, в том числе, и для самого раннего возраста. Это игры для сенсомоторного развития ребенка, они выполнены из разных тканей и с разными наполнителями. Поскольку, малыш познает мир на ощупь, ему нужны самые разнообразные в этом плане ощущения. Развитие зрение, слуха, осязания, мелкой моторики, координации движений, знакомства с понятиями цвет, форма, размер, в дальнейшем развитие внимания, памяти, начальных навыков счета.

Игры Никитина Б.П. Пожалуй, это одни из самых популярных и пользующихся наибольшим спросом игр.
Надо сказать, что Никитин ничего не изобретал сам. Он просто собрал сокровищницу самых интересных мировых игр и, будучи педагогом, адаптировал их к детскому возрасту.

«СЛОЖИ УЗОР» (с 1,5 лет)
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3-х и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.
В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.
Используя разное число кубиков, различающихся по цвету и форме, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

«КУБИКИ ДЛЯ ВСЕХ» (с 2 лет)
Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.
Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб можно несколькими десятками способов!
Занятия начните с того, что, положив перед малышом рисунок-задание, предложите ему построить из фигурок изображенную модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной. По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбрать из 7 фигурок только 2-3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели, во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить их и уложить в модель. Первая часть представляет собой, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания - на какие фигурки его можно расчленить, а вторая - синтез, сначала мысленный, а потом предметный.
Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Кстати, по заверениям многих родителей, эта игра слишком сложна для них. Однако ребенок увлекается придумыванием новых моделей, а потом и составлением заданий для взрослых.

«УНИКУБ» (с 2 лет)
Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.
Широкий диапазон заданий "Уникуба" может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребенок может анализировать закономерности окраски кубиков. Первое впечатление - нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 - разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика - шесть. Потом оказывается, что есть еще 8 триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению?
Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

«ДРОБИ» (с 3 лет)
Представление о дроби, как части целого, может сформироваться у малыша рано. Ведь в жизни он видит, например, половину яблока или его четверть. На равные части можно разрезать пирог или круглый торт. Разделить или раздробить целый круг оказалось удобным и для игры. А пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях. Наглядное представление о дробном числе способствует более быстрому и легкому изучению часов и времени.

«СЛОЖИ КВАДРАТ» (с 3 лет)
Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению.
Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат. Таким образом, в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснение.
Игра "Сложи квадрат" представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения.

Кубики Зайцева Н.А. (с 2 лет)
"Кубики Зайцева" - уникальное пособие для обучения чтению с двух лет. Методика дает хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.
Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.
Кубики различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.
Склады в таблицах и на кубиках благодаря систематизации, цвету, размеру, объему и заполнению кубиков различным материалом легко различаются по твердости/мягкости, звонкости/глухости, соотносятся по сходству, смежности и различию, что ведет к их более быстрому и осознаваемому восприятию и запоминанию. Этому же помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Что дают игры с кубиками Зайцева:
• появляются навыки грамотного письма,
• выправляются логопедические недостатки,
• речь становится чище и отчетливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
• быстро расширяется словарный запас,
• формируется логическое мышление,
• развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.
Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровья, но и зафиксированы случаи исправления уже имеющихся недостатков (улучшение зрения, выправление начинающегося сколиоза).

Логические блоки Дьенеша (с 1,5 лет) Набор геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, величине и толщине. Логические блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции "не", "и", "или". Более того, используя блоки Дьенеша, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Обучают плоскостному конструированию.


Счетные палочки Кюизенера (с 3 лет). С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.
Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений "больше-меньше на...", познакомить с транзитивностью как свойством логических отношений величин, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражняться в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия, как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из...", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.
Как видите, развивающих игр великое множество. И нам удалось поподробнее поговорить лишь о некоторых из них. Какую игру выбрать – решать только Вам. Прислушайтесь к своему ребенку, присмотритесь, какие из игр он предпочитает. Как видите, по своим функциям многие игры перекликаются.

И несколько пожеланий взрослым о том, как играть с ребенком:

- Заинтересуйте ребенка игрой, когда он в добром расположении духа.
- Предлагайте ребенку игру, не навязывая.
- Не ждите от ребенка каких-то результатов.
- Не сравнивайте его с другими детьми.
- Поощряйте всегда добрым словом и похвалой.
- Помните, что это игра создана для вашего малыша, а не малыш для игры.
- Учтите, что развивающая игра – это очень хорошо, но гораздо важнее для ребенка простая ролевая и творческая, а не дидактическая игра.
- И, наконец, самое главное. Запомните, ни одна, самая крутая развивающая игрушка не заменит малышу Вашу тепло и любовь. Поверьте, важнее, чтобы ребенок вырос прежде всего счастливым человеком, а лишь потом – интеллектуальным гигантом.

Юлия Кузьмина