yes

Пропишите мне собаку!

23.10.2009

Собака – лучший друг ребенка! Друг преданный, искренний, ничего не требующий взамен за свою любовь и понимание без слов. Особенно важно общение с четвероногими друзьями для детей с ограниченными возможностями. Проведение подобных занятий уже не первый год практикует московский кинологический центр «Ордынцы». Там регулярно проходят «Уроки юного кинолога». И положительные результаты общения ребенка с отклонениями по здоровью с собаками не перестают радовать маленьких посетителей центра и их родителей.



От миниатюрного пинчера до немецкой овчарки


На одном из таких занятий удалось побывать и мне. В гости к питомцам кинологического центра «Ордынцы» на этот раз приехали воспитанники Центра социальной помощи семье и детям «Зеленоград». «Зеленоградцы» ездят в кинологический центр уже четвертый год. Занятия с малышами из центра для лучшего результата проводятся на регулярной основе: один раз в две недели. Периодически воспитатели социального центра привозят новых детей, нуждающихся в общении с животными. Некоторые же детки - постоянные гости «Ордынцев».


Каждое занятие традиционно начинается со знакомства маленьких гостей с собаками. Первым участником новой встречи стал миниатюрный пинчер – Фунтик. Он показал свое мастерство в прыжках через обруч, забрался по лестнице на руки к каждому малышу. А в завершение знакомства всех желающих ждал «Фирменный массаж от Фунтика».


Следующими выступающими были представители породы вельш корги пемброк: Юстас и Тори. Фокстерьер Феня продемонстрировала малышам свои охотничьи способности. Она легко и быстро находила спрятанную игрушку по запаху. В каждой игре и упражнении ребята участвовали вместе с животными.


«Дети принимают непосредственное участие в занятиях вместе с собакой. Ребенок не только смотрит, что делает животное, но и участвует вместе с ним практически в каждом упражнении», - рассказывает Екатерина Бабанова, сотрудник благотворительного фонда «Ордынцы» (см.фото). «На первый взгляд, работа нашего центра направлена на то, чтобы показать детям, какими хорошими и преданными друзьями могут быть собаки, и как можно интересно проводить с ними время. Но на каждом занятии педагогами преследуются и свои определенные цели. Общаясь с животными, дети учатся выражать свои чувства, эмоции, проявляют заботу и ответственность, получают новые знания и жизненный опыт», - отмечает специалист кинологического центра.


Когда же малыши начинают чувствовать себя достаточно раскованно в компании братьев наших меньших, кинологи выводят собак более крупных пород. Поэтому далее воспитанников центра «Зеленоград» ожидало знакомство с ротвейлером Васей и немецкой овчаркой Борей. Уже подготовленные малыши не испугались встречи с большими животными. Они радостно поиграли с ними в паровозик, в игру «зайка». Дети приобщились и к процессу дрессировки животных. Реагируя на команду «Ко мне!», собаки послушно приходили к каждому ребенку. Маленькие дрессировщики были в восторге: их слушается настоящая большая собака!



«Не бойся, я хороший!»


То, что дети сначала играют с маленькой собакой, а потом знакомятся с большой – специальный педагогический прием. Об этой особенности построения «Уроков юного кинолога» рассказывает Екатерина Бабанова: «Сегодня на нашем занятии были дети, которые боятся собак, следовательно, мы выстраивали занятие по определенному плану. Когда показываешь малышам маленькую собачку, она кажется им нестрашной, а, наоборот, веселой и забавной. Постепенно мы приучаем детей к собакам, им становится весело и интересно. И в самый разгар такого интереса мы показываем им большую собаку. Постепенно дети начинают принимать участие в играх и с большими собаками, появляется большое желание взаимодействовать с животными, на этом мы строим дальнейшую коррекционную работу. Попадают к нам разные дети, из разных мест. Индивидуально сейчас практически не работаем, только берем группы. Некоторые группы берем на благотворительной основе, а некоторые нам оплачивает государство. Вот с Зеленоградским центром, например, на постоянной благотворительной основе».



Групповые детские занятия проводятся в среднем раз в неделю. Ребята приезжают в кинологический центр, а потом до следующей встречи усваивают полученный материал.


На что же направлено проведение подобных кинологических уроков, в чем польза таких занятий?


«Основной упор делается на социализацию детей и их психо-эмоциональное развитие. Занятия строятся с учетом особенностей каждого ребенка - для обеспечения наибольшего реабилитационного эффекта. Если в группе есть ребенок, у которого страх перед собаками, то мы стараемся помочь ему избавиться от этого чувства и учим правильному общению с животным, - объясняет Екатерина Бабанова. - Например, сегодня на занятии был один мальчик, у которого этот страх связан с тем, что его покусала собака. А многие дети вообще в первый раз видят близко живую собаку. До этого они видели этих животных  либо где-то на улице, на картинках в книжках, либо по телевизору. А так, чтобы вживую пообщаться, потрогать, дать команду собаке – такого у них никогда не было. Значительные улучшения в здоровье отмечают у детей с ограниченными возможностями. Например, дети с диагнозом ДЦП, когда только начинали к нам ездить, могли передвигаться только в колясках. А сейчас очевиден прогресс – такие дети уже потихонечку, маленькими шажочками, но ходят. Конечно, это результат различного рода терапевтического воздействия на ребенка, но собаки стимулируют детей к тому, чтобы встать и подойти к ней. Эти шаги сначала детям даются нелегко, но ради собаки они готовы на все!»


Собака своей радостью от общения с детьми рождает уверенность в ребёнке в собственных силах. Своим добрым взглядом собака всегда готова поддержать маленького человека.


Есть заболевания, трудно поддающиеся лечению. И порой, когда бессильно лекарство, помочь может только любовь. Любовь родителей, воспитателей и преданных четвероногих друзей!