yes

Педагог о системах обучения детей. Развивающая или "традиционка"?

20.08.2009
Родители деток, которые в этом году собираются в первый класс, наверняка обеспокоены тем, ЧТО ИМЕННО предложат изучать малышу, будет ли он справляться, не устанет ли. И по какой системе учат в выбранной школе. Вот о системах мы как раз и поговорим в этот раз. Точнее, о методиках или программах преподавания. На наши вопросы согласилась ответить Марина Федотовна Крупенина, педагог начальных классов школы № 234 с углубленным изучением отдельных предметов. kid_with_book

- Очень важно правильно выбрать программу обучения для своего малыша. Скажите, пожалуйста, кто и как должен ее подобрать? Родители или педагоги.

- В первую очередь это родители, которые как никто знают своего малыша. Именно к их мнению прислушиваются педагоги начальных классов, психологи и логопеды. Однако, самым правильным является – совместно выработанное решение. Ведь именно учеба в начальных классах, сложившееся отношение и сформирует последующее отношение школьника ко всему учебному процессу.

- Итак, чем программы, которых несколько по выбору сейчас предлагает начальное обучение, отличаются друг от друга?

- Прежде всего давайте сообщим родителям основное. Вы должны знать, что есть два направления в начальном обучении: по традиционной программе и по развивающей. К традиционной относят такие как – «Школа России», «Перспектива», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний» и «Гармония». Развивающие – программы Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. У всех программ единая цель – гармоничное развитие личности учащегося, а также формирование желания и умения учиться.

- Расскажите, пожалуйста, кратко, чем отличаются эти программы, которые большинство родителей только названия слышало. В чем особенность каждой?

- Я расскажу только о тех, по которым работала сама, опробовала на детках в нашей школе. Традиционная программа «Школа России» под редакцией Плешакова разработана несколько десятков лет назад. Данный комплект создан в России специально для российских ребятишек. Цель «Школы России» - в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». По этой программе учились наши родители и бабушки у современных детей. Пока ее никто убирать не собирается. Она хорошо себя зарекомендовала и работает. В последнее время ее стали дополнять новыми комплектами по математике (автор М.И. Моро), русскому языку (автор – Т.К. Рамзаева).
Комплект «Гармония»- под редакцией Истомина по математике, Соловейчик и Кузьменко по русскому языку, Кубасовой по литературному чтению, Поглазовой по предмету окружающий мир, Конышевой по трудовому обучению – работает во многих школах не только в Москве. И педагоги и родители отмечают здесь особенно сильную подготовку по русскому языку. Основная мысль программы - во всестороннем развитии малыша, а также сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка, обязательное развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сторон молодой формирующейся личности. Акцент делается на создании благоприятных условий для понимания учеником изучаемых вопросов, и, особенно, для построения позитивных отношений учителя с учеником и детей друг с другом.
Много мне пришлось работать по учебно-методическому комплекту «Школа 2100» - под редакцией Леонтьева. Основная идея здесь в глубокой преемственности и непрерывности самого процесса образования. Этой программой могут начать пользоваться дети с трех лет. Каждый учебник комплекта построен с учетом психологической специфики конкретного возраста ученика. Отличительной особенностью данной программы является следующий момент: весь учебный материал предлагается учащимся по максимуму и каждый должен усвоить материал по минимуму стандарта. Вывод: у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Это и будет главный результат. Здесь очень хорошо подана математика под редакцией Петерсона, родители говорят, что даже им интересно с малышом дома заниматься вместе с ребенком.
Методический комплект «Начальная школа ХХI века» - редакция Виноградовой - направлен на «мягкую» адаптацию детей к новым для них условиям школьной жизни.
Правда, большая часть материала здесь рассчитана на эрудированных детей. Данная методика реализует право ребенка на выражение своей индивидуальности. Дети поставлены в условия, в которых могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, и даже играть. Для этого предусмотрены специальные тетрадки «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир» и другие.
По программе «Планета знаний» я не работала. От коллег знаю, то большинство родителей, чьи детки по ней занимаются, довольны, ни разу не жаловались, что малыши устают, это очень хороший показатель. Среди авторов данной методики четыре заслуженных учителя России. Это первый комплект учебников и программ для начальной школы, в которых в полной мере реализован образовательный государственный стандарт.

- Задают много вопросов по развивающей системе Л.В. Занкова. Скажите, на что делает акцент эта методика?

- Она направлена прежде всего на развитие ума, чувств, воли, духовно-нравственных потребностей младших школьников. Эта система настроена на пробуждение у деток интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности самим учением как процессом, развивает любознательность. Деток, обучающихся по этому комплекту, отличает крайнее любопытство, потому что оно здесь не сдерживается, а поощряется.. Задача же самого обучения: преподнести общую картину мира на основе литературы, науки, искусства. Учеба постоянно идет на высоком уровне трудности. Материал дети проходят «по спирали», но без перенапряжения, что очень радует мам и пап. Детки научатся делать сами теоретические выводы, умеют творчески постигать незнакомый материал. Дети, которые заканчивают начальную школу по этой системе, становятся раскрепощенными. Они имеют примерно в три раза больше знаний, чем из ровесники.
Про развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова скажу, что здесь акцент делается на теоретических знаниях и логической стороне обучения. Это очень подходит для будущих математиков. Но! Здешний уровень преподавания предметов предельно сложный. Эта система настроена на формирование у выпускников начальной школы очень большого набора навыков. Младший школьник должен самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и объективно оценивать свои действия, уважать и уметь выслушивать точки зрения партнеров.
Напоследок скажу родителям. Милые мамы и папы, если вы хотите узнать, насколько Ваша кроха готова к школе, обязательно приведите его или ее на коррективное собеседование. Оно проводится в каждой школе перед началом учебного года. Самый лучший вариант, к которому надо стремиться - когда возможности малыша, желание родителей и советы педагогов совпадают. Мы, учителя начальных классов, плохого не предложим, поверьте!