yes

Роли, которые выбирают дети, могут многое рассказать родителям об общей обстановке в семье

30.04.2010
Так считает психолог и арт-терапевт Ольга Николаевна Туманова.

- Существует много методик по определению ролей для взрослых – например, из книги «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». А есть какие-то ролевые классификации у детей?

- Знаете, есть универсальный цветовой тест Люшера, он подходит абсолютно всем. Я бы при диагностике ребенка опиралась на него. Есть, безусловно, и ролевые классификации. Мне кажется, с проблемами наиболее эффективно помогает справиться вот эта – она напрямую связана с тестом Люшера, так как оттуда взяла восприятие каждого цвета как эмоционального состояния, жизненную роль. Эти роли и как раз можно назвать по-разному и расположить по ступеням: от роли Гадкого Утенка – к роли Кота В Сапогах.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих ролях.

- Весьма часто дети играют роль Гадкого Утенка, Обиженного Короля, потерявшего престол (часто это случается, если в семье есть еще дети), Золушки. Грубо говоря – вывод один от проигрывания ВСЕХ этих ролей – детям хочется внимания. ПРАВИЛЬНОГО ВНИМАНИЯ. Такие дети вообще или мало слыщат одобрения в свой адрес, в таких семьях критическое отношение к малышу может стать опасной программой всей его дальнейшей жизни. Наши занятия музыкотерапией уводят его от эмоций печали, тревоги, неуверенности.

- Как вы это делаете?

- Наша сверхзадача в таком состоянии – соединить ребенка с миром искусства, добиться, чтобы он сам как бы пришел к состоянию эмоционального комфорта и гармоничности. Если мы все вместе достигнем на наших сеансах эмоций радости и энергии, то можем помочь решить проблемы малыша, подчас весьма серьезные. Сеанс музыкотерапии включает элементы театра, праздника, игры. Ребенок – главный герой этих действий. Он сам выбирает произведение искусства, рассказывает, как он воспринимает картину или музыку, он сам импровизирует. Этого мы и добиваемся.

- Что происходит при сеансах музыкотерапии у детей?

- Ребенок встречается в живом общении с прекрасными картинами и мелодиями. Он оказывается способным на то, что не дано взрослым людям: малыш «видит» музыку, он может самостоятельно превратить чувства и образы в звучания. Меняется на глазах его отношение к себе, растет самооценка в лучшую сторону, и это замечают родители и учителя. Он побывал в роли творца, победителя – новой для него, почувствовал в себе новые возможности, неожиданно открыл в себе творческие способности – ничто так не повышает самооценку, как эти открытия. Вот и пожалуйста – роль Кота В Сапогах, вместо Золушки. Общение с миром искусств и творческое включение снимает напряженность. Дети, увлеченные музыкотерапевтическими сеансами, меняются на глазах. В лучшую сторону, разумеется! Пропадают болезненные симптомы. Так на наших занятиях исчезают основные детские «нервные» болезни – психосоматического характера – заикание, энурез, невроз. Есть и еще один немаловажный аспект наших занятий. Многие дети и взрослые в нашем жутко быстром темпе жизни лишены начисто общения с миром искусства. Всю глубину такого духовного урона мы и не можем подозревать даже. Приобщение ребенка к миру искусства, а также игровое, личностное включение в шедевры живописи, мелодики, позволяет оживить дух творчества, скрытый в подсознании каждого человека.

- Как Вы считаете, для чего это необходимо?

- На самом деле, это своеобразная культурная прививка, которая потом заставит его искать общения с искусством еще и еще раз. Это приобщение к высшим духовным ценностям Человечества через эмоционально-эстетическое, интуитивное прикосновение может стать важным духовным эпизодом для ребенка и благотворно отозваться на его дальнейшей личной или деловой жизни.

Категории