yes

Школа ХХI века: мел и доска как антиквариат - бесценны

24.02.2009
d0b4d0bed181d0bad0b0На днях на канале ТВЦ показали прелюбопытный репортаж под названием "Школьная жизнь без мела, ручек и дневников" . Речь в нем шла об одной из московских школ, где цитирую: "дети буквально живут среди компьютеров". Я позволю себе также процитировать немного закадрового текста: "Учителя уже давно забыли, что такое писать мелом. Да и маркерные доски - предмет зависти многих образовательных учреждений - отходят в прошлое. Даже дневники, и то - пережиток: все оценки, замечания, домашние задания хранит компьютер. А через Интернет успехами своего чада могут полюбоваться родители. ...Каждый класс гимназии оборудован по последнему слову информационных технологий…". Авторы репортажа резюмируют: «Современная школа должна выглядеть именно так».

Да, сейчас невозможно представить себе школу без компьютеров, выхода в Интернет. И действительно, невозможно представить себе конкурентоспособного специалиста, не владеющего компютерной техникой хотя бы на уровне обычного «юзера». Сам факт того, что такая школа есть - это хорошо. Школа выигрывает гранты – тоже хорошо. И неплохо, в принципе, что перешла она, если так можно выразиться, на самоокупаемость: на дорогую технику зарабатывает, развивая платные образовательные услуги.  Как мы видим из примера и  технический прогресс, и процесс коммерциализации образования идет вперед семимильными шагами и его не остановить.

Поверьте, я «за» технический прогресс. Я всей душой приветствую инновации в обучении. И если уж никуда не деться от дополнительных и платных образовательных услуг – пусть будут, была бы детям польза. Но от фразы: «дети буквально живут среди компьютеров» лично у меня холодеет на душе. И дело даже не в том, что мы не слышим предупреждений медиков говорящих: «нельзя работать за компьютером более четырех часов». Хотя, если подумать,  дети, приходя со школы, сначала выполняют «домашку» на компе, потом еще сеанс в «страйк» - вот тебе и все десять часов набежало. В общем, дело  не только в этом, а в более сакральном - в передаче опыта,  духа обучения.

Наверняка, желая слегка прорекламировать школу, авторы закадрового текста чуть-чуть сгустили 3D- краски, переборщили с фотошопными эффектами. В школе не будет классной доски и мела? Мне эти разговоры отдаленно напоминают рассуждения длинною в сто лет о том, что кинематограф убьет театр, рок убьет классику.

Знания и опытболее всего запоминаются и откладывается, когда переходят от человека к человеку. Представьте: ученик и учитель стоят у доски. Может быть, они спорят. Может быть, ученик слушает. Учитель передает свой кусочек мела ученику, чтобы тот своей рукой зачеркнул найденную ошибку. Он запомнит, как стоял у доски, он запомнит, как зачеркнул свою ошибку. И запомнит ошибку. Я вижу в этом действии с мелом огромный смысл – смысл передачи опыта.
Авторы репортажа изолировали Учителя от Ученика. И ни слова не сказали о традиции. Задача материала – рассказать о чудо-школе была выполнена блестяще, но было упущено нечто важное. Впрочем,  нечто важное  потеряно самим обществом. Компьютеризация, как и коллективизация, и национализация - очередная  наша напасть. Идет тотальная изоляция человека от человека - мы отгораживаемся друг от друга стеклами многочисленных окошек: банкоматы, мониторы… Разговаривая, мы не видим собеседника. А можно ли научить чему-то не видя, не чувствуя? Как ты поймешь, понят ли ты, если не видишь  глаз ученика?
Я уверена, что там, где один учит, а другой внимает не должно быть преград и посредников. На мой взгляд, нынешняя вся система образования вынуждает учителя все больше заниматься наполнением сосудов, а не зажжением факелов.

Любопытный факт. Человек лучше запоминает информацию, когда прописывает буквы, а не когда тупо бьет по клавишам. Во-первых, потому, что он прикладывает усилия – нажимает на стержень. Во- вторых, потому что срабатывает визуальная и кинестетическая память. При условии, конечно, что она развита. А для этого нужно много писать ручкой на бумаге.

Бумага, перо, чернила, ручка, мел - каждый из предметов в свое время служил инструментом передачи опыта. Посредством их люди делились знаниями, создавали   письменное наследие. Бумага и перо – это традиция. Хотелось бы, чтобы наше российское образование оставалось традиционным хоть в чем-то. А мел и доска не стали бесценным антиквариатом в эпоху тотальной компьютеризации всей станы.

Фото: www.12-school.ru