yes

Школьные будни: островок российской действительности

30.01.2009
p1300033Для многих мам и пап по всей России каждое утро начинается со сбора любимого чада в школу. Будильник, заспанный вид, сознание в полудреме, потом кое-как чистим зубы и – одеваться, чтобы через пять минут уже идти по знакомой дороге в школу. Так, для родителей нашей страны вне зависимости от города, области или района начинается будничный «марафон», в котором эстафету перехватывают учителя. О том, каковы особенности воспитания детей в столице и в регионах, о том отличаются ли наши дети, рожденные в разных концах страны, рассказывают учителя средних школ Москвы и Омска.


Когда ребенок садится за парту, его должна окружать соответствующая атмосфера, посвященная лишь получению и усвоению знаний, остальное же должно оставаться «за бортом». Не стоит скрывать, что в современном «взрослом» столичном обществе существует деление по принципу «понаехали тут!». Мы задались целью выяснить, рождает ли территориальная принадлежность некие явные различия между нашими ребятишками.

Одна из средних школ Войковского района, которую посетил корреспондент журнала «Дети Москвы» приветливо встретила открытыми дверьми, доброй атмосферой и веселыми детскими возгласами. На первом этаже семидесятилетнего, но находящегося в приличном состоянии здания, расположился небольшой уютный кабинет с пианино – наверное, самым популярным музыкальным инструментом в любой школе. Учитель - Елена Евгеньевна, закончив урок, предложила мне присесть, и мы начали наш душевный разговор.

- Девчонки многим больше ребят интересуются музыкой, - сказала учитель, кивнув в сторону учениц, покидающих кабинет.

Трудно с детишками работать?

- Творчески (улыбается). Дети разные бывают – есть те, кому музыка даром не нужна, кто ходит лишь по родительскому наставлению, а есть - со стремлением к музыкальной грамоте. Многое зависит от самих детей и от общества, в котором они выросли. Как бы то ни было, времена меняются и люди меняются.

Дети тоже стали другими? Сравнивая с прошлыми поколениями, что можете сказать?

- Даже годом ранее дети были психологически более устойчивы и спокойны. Сегодня все гораздо сложнее. Неудачи встречаются слезами и бурными эмоциями, подчас учитель и сам может попасть под «горячую руку» «ранимого» чада.

И такие случаи были? Голос повышают? Капризничают?

- Бывало и такое, что с урока вставали и уходили, мол – не нужны нам ваши ноты. Но это, слава богу, исключение, а не правило. По крайней мере, пока. На самом деле, школа старается дать детям многое. В том числе и то, чего нет возможности дать ребенку дома. Родители в столице крутятся как белки в колесе - сутками на работе – встречи, беседы, дела. Проследить за чадом сложно, особенно при наличии интернета и уймы телевизионных каналов. Вы смотрели современные мультфильмы?

Могу сказать, что не от всех в восторге. Многие даже удивляют своей… недетской тематикой…

- И я говорю об этом. Сложно дать ребенку нечто позитивное, если на экране в некотором смысле бойня какая-то. Подчал современная - иностранная в большей степени мультипликация никакого смысла образовательного под собой не имеет. Как бы это удивительно ни было, но мне кажется что детишки, изолированные от мировой паутины имеют в чем-то преимущество перед «продвинутой молодежью».

Сейчас Интернет повсюду. А между столичными и иногородними ребятами есть различия в плане образования?

- Дети везде одинаковы. Чьи-то родители имеют меньше, чьи-то больше. А ребенок приходит учиться в школу, приходит за знаниями. Детишки, приехавшие к нам из регионов порой более целеустремленные, нежели дети столицы. Наши ребята в большей степени привыкли к тому, что у них на вооружении имеется многое. Есть большая разница – ваш ребенок изначально приходит в школу, где все готово к процессу образования или же чадо на своем опыте узнает, что такое учиться в учреждении, где нет инвентаря и материальной базы. К сожалению, множество школ и учителей, соответственно, страдают от недостатка средств, а ведь дети все в равной степени достойны и имеют право учиться.

Наша беседа продолжалась порядка сорока минут, за которые мы успели понять и обсудить многие моменты, о которых широкая пресса говорит редко. В тот же день мне удалось поговорить с педагогом средней общеобразовательной школы №1 Таврического района города Омска, славной своим участием во многих региональных и всероссийских мероприятиях НОУ.

Александра Александровна имеет стаж работы в школе уже 12 лет, учит детей все тому же незаменимому в дворянском обществе предмету – музыке. Весть о том, что с журналистом придется говорить о любимом месте работы, на другом конце провода вызвала вздох.

- Разные детишки встречаются. Так было всегда - кто-то ходит в школу с удовольствием, кому-то процесс образования доставляет сплошь и рядом только неудобства.

У вас более чем внушительный опыт. Если судить о том насколько меняется со временем восприимчивость детей к материалу, что можете сказать?

- Сама восприимчивость вряд ли меняется. Меняется желание воспринимать, стремление и возможность учить предмет. Слишком много времени и сил уходит на попытки заработать, а в свободное время на Интернет и телевидение. Образование требует усилий и внимания, а в условиях, когда материальная база оставляет желать лучшего, приходится по-иному расставлять акценты. Вы вряд ли сможете музицировать в то время как вам попросту не хватает денег на полноценную жизнь.

Насколько сильно ощущается недостаток финансирования школ?

- Весомо, сложно этого не заметить. Я корректно промолчу, поскольку моя работа - учить детей, а не рассуждать на филосовские темы. Могу сказать только что наши учителя работают на светлом энтузиазме, а наши дети посредством него же – побеждают на всероссийских соревнованиях. Каждый из нас свою цель четко видит и к ней стремится. Вот только, к сожалению, к поддержке мы не привыкли, а ведь хотелось бы чувствовать, что мы не в свободном полете находимся.

Наверное, одним из наиболее удивительных фактов российской действительности является то, что российский учитель работает не покладая рук, не взирая на все сложности, на которые в свою очередь «не взирает» администрация великой российской державы. Героинями нашего материала в ходе состоявшегося интервью совершенно справедливо было замечено, что дети везде одинаковы – как в столице, так и за пределами МКАДа. Разница, лишь в той поддержке, которую одни хотя бы частично, но получают, а другие – ждут, надеются и верят. В заключении, может быть не совсем корректно, но все же хочу привести следующие цифры: заработная плата педагога из столицы превысила два с четвертью десятка тысяч рублей супротив неполных десяти, которые получит учитель из омской области. Вот таким на сегодняшний день представляется маленький островок российской действительности.