yes

Учить добру через христианство и джаз

08.04.2010
В гостях у портала «Дети Москвы» – Александр Миронов, основатель и один из организаторов фестиваля «FreedomJazz», который  регулярно проходит в культурно-просветительском центре «Дубрава» имени протоиерея Александра Меня (г. Сергиев Посад, Россия), руководитель детской музыкальной студии, джазовый музыкант, пианист.

- С самого начала, когда мы только задумали открывать студию современной музыки, я знал, что бесполезно заниматься только профессиональными дисциплинами, потому что, по сути, любое занятие творчеством, искусством, это есть всего лишь инструмент. Инструмент совершенствования человеческой души. Чем совершеннее душа человеческая, тем больше перспектива того, что ученик будет более эффективен в творчестве, в искусстве.

- Я поняла, у вас такой философский подход к обучению детей?

- Скорее христианский. Есть такая притча о талантах. Каждому человеку в жизни дается какой-то талант, который он должен освоить и приумножить. А для чего? Талант ведь не ради таланта. Плохо, когда сама музыка становится кумиром и служит только сама себе, не понимая, что музыка и талант к любому искусству дается Богом для того, чтобы прославлять Бога, служить людям, совершенствуя свою душу. Тогда все будет получаться. Ученик должен помнить, что нельзя зацикливаться только на музыке. А как ребенку объяснить, зачем нужно заниматься искусством и музыкой? На примере великих музыкантов - лучше всего! На библейских примерах.

- Какие в Вашей школе дисциплины?

- Прежде всего, это музыкальные инструменты - барабаны, клавиши, гитара, бас. Возможно, скоро появится и саксофон. Курс «История современной музыки», чтобы они знали, какие существуют течения, стили, чем они отличаются. «История мировой культуры» - здесь ученики почерпнут много интересных знаний, например, на какие жертвы шли великие музыканты ради искусства. «История христианства» - это базовый предмет, который ничему не противоречит.

- Как Вам пришла в голову мысль сделать музыкальное образование столь разносторонним?

- Однажды как-то на занятии в самом начале мы проходили с ребятами отрывок из кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский». И я подумал, вот сейчас послушаем, наверняка дети знают об этом персонаже многое, наверняка многие смотрели фильм Сергея Эйзенштейна. Думал, посидим, поговорим о самой музыке. Не тут-то было! Никто не смотрел фильма, и никто в принципе не знает, кто такой Александр Невский. И я понял тут, что все, приехали. И дальше с этим жить нельзя. Поэтому и появилась идея со следующего года ввести курс «Всемирная история», чтобы дети ориентировались. И «Историю кинематографа». В центре «Дубрава» есть удивительная «Студия изобразительных искусств» с сильными педагогами. И есть возможность совместно с ними сделать интересный курс. И вот такая совокупность дисциплин вместе с профессиональными предметами создает нашего будущего исполнителя. Есть такая пословица у музыкантов: «Неважно, как ты играешь, важно, чтобы человеком был хорошим». Это сразу видно – если ученик начинает думать о выступлении как таковом, о карьере музыканта, о том, как ему выгодно блеснуть посредством музыки, то все, надо бить в колокол и срочно что-то делать. Потому что уже завтра у него что-то не получится. И, наоборот, если он думает о чем-то светлом, то начинают происходить чудеса. Я этих чудес увидел уже много. Они все заключаются в том, что неизвестно откуда вдруг в ребенке просыпается какая-то способность, что-то новое, необычное. Даже бывает так – я ему этого не показывал и не рассказывал, а у него что-то получается. Конечно, ребятишки ленивые и разные. Мотивировать всех надо. Но у меня мотив в основном один– ты должен быть счастливым. Неважно, что ты там выучил или чего-то не выучил. Это не имеет принципиального значения. Всего выучить невозможно. И лейтмотив у меня один – вы все разные, ребята, говорю я им, но вот сейчас у нас будет ансамбль, и вы будете вместе играть. Еще одна особенность нашего ученического бэнда – обязательно присутствует какой-то хотя бы один серьезный музыкант. Я с ними, например, играю. Регулярно. И на любом инструменте, на который некого поставить из самих ребятишек. В конце года у нас – отчетный концерт. На нем дети будут играть со звездами московской джазовой сцены в одном составе. Это делается для того, чтобы они поняли – Небеса рядом, они доступны. Это все делается для того, чтобы они думали о главном – о добре, о своей душе.

- Сколько сейчас ребят занимается в Вашей школе?

- Около 20 детей. В следующем году их будет больше. На самом деле набор идет постоянно, приходят родители все время, интересуются, мы всех фиксируем, но занятия для нового набора начнутся осенью.

- Как о Вашей школе узнают?

- У нас есть сайт Центра «Дубрава» имени Александра Меня, там размещена вся информация о занятиях, преподавателях и дисциплинах. И потом, конечно, сарафанное радио. Еще у меня идут регулярные концерты, при помощи их я как-то популяризую наши занятия. Вдобавок на местном телевидении Сергиево-Посадского района – телекомпании «Тонус» - я веду свою еженедельную передачу «FreedomJazz». Там мы показываем отрывки из наших концертов. Интересных материалов нам всегда хватает. Иногда даже в прямом эфире выходим. Так, 28 апреля в ДК им.Гагарина города Сергиев Посад состоится отчетный концерт, на который придут как зрители, я надеюсь, представители всех музыкальных школ нашего города.

- Кто они, Ваши музыканты-преподаватели?

- Основную нагрузку я беру на себя. Еще у меня есть четыре помощницы из ансамбля «Indigo sisters». Они молодые, я с ними заниматься стал год назад, а сейчас они представляют из себя уже серьезный фьюжн-бэнд. Девушки занимаются с учениками на начальном этапе музыкальной подготовки, а также преподают: иностранные языки и «Историю современной музыки». Здесь еще важен такой момент. Программа для нас – не главное. Важно подстроиться под вкус ребенка, увлечь его тем, что именно сейчас ему интересно, и развивать его вкус дальше. Например, начали историю джаза – смотрим, дети киснут, им неинтересно. Хорошо, откладываем пока. Берем историю рок-музыки. Это им понятнее и, соответственно, интереснее. Потом есть обязательно темы самообразования. Так, например, я заявляю, что тема следующего занятия – «Иоганн Себастьян Бах». И каждый ребенок готовится к занятию, как посчитает нужным: кто-то книгу почитает, кто-то в интернете информацию какую-то найдет потрясающую, и всем это будет интересно. Так, один мальчик принес огромный реферат. И мы с ними месяц сидим, он его читает. Дети, конечно, далеко не всё понимают, но зато каждый абзац вызывает бурную и продуктивную дискуссию. Тоже самое и с «Историей кинематографа». Есть список эпохальных лент, оскароносных. Их нужно просто смотреть, потом обсуждать, делиться впечатлениями. Вот недавно вышел фильм «Аватар». Идея этого фильма настолько глубока, что сами ее создатели не понимают. Дело в том, что на этой планете Пандора показан мир, который мы, человечество, на самом деле утеряли. Это такая гармония с природой, которая взаимно обогащала и человека, и саму природу. Вот это мы и должны обсуждать с детьми на уроках.

- Каков возраст ребятишек, которые ходят к Вам на занятия?

- От 10 до 18. Со следующего года планируем набрать 7-8 летних детей, с такими тоже интересно поработать. С ними даже интереснее в чем-то, они чисты как белый лист бумаги, не испорчены. И заявки на эти места уже сейчас есть.
Беседовала Юлия Кузьмина