yes

"Воспитать талант можно только талантом…"

17.06.2009
Гостья нашей рубрики – художница, педагог, руководитель детской студии изобразительного искусства "Скворечник" Ирина Зинкевич. Правда, на картах Москвы вы такой студии не найдете, потому как живет и работает Ирина в Омске. Написать же о ней, я решила потому, что, по мнению многих родителей, чья жизнь связана с Омском и Москвой, таких детских студий, а, главное, людей, любящих свое дело, по-настоящему увлеченных, нынче катастрофически не хватает. И, живя в столице, как ни печально, начинаешь ощущать это очень остро. Разговариваем с Ириной о вопросах надтерриториальных: о природе таланта, о воспитании, о наших детях, в каждом из которых, по мнению Ирины, горит божья искра.

(Интервью написано от первого лица)

"Посмотри, как я умею, мама!"

Я убеждена: нет не талантливых детей. Тяга к творчеству, к самовыражению заложена в каждом ребенке, независимо от того, в какой среде он родился. Хотя, конечно, если мы знаем, что ребенок воспитывается в семье архитекторов, писателей, художников, музыкантов, то мы можем предположить, что у такого малыша больше шансов встать на творческий путь. Однако природа закладывает во всех детях умение видеть, слушать, наблюдать и огромный творческий потенциал. Другое дело – развивается ли это. Если говорить об изобразительном творчестве, то замечу, что тяга к изображению досталась нам от первобытного человека и проявляется она в самом юном возрасте. Чаду нет и года, а он водит пальцем по запотевшему стеклу в автобусе и палочкой по песку. Недавно звонит мне одна мамочка и говорит: "У меня ребенок (2года 8 месяцев) все изрисовал! И рисует здорово!" Но это заметила та мама, которая дала ребенку краски, которая не боится мыть полы и стены. Кстати, все дети любят рисовать на стенах, а это сигнал: нужно дать им в руки бумагу, карандаши, а, может быть, и краски. Большинство же мам как рассуждают: "Ну что он может нарисовать в 1,5 года? Измажется сам, измажет все вокруг…" Между тем, по опыту знаю, полуторагодовалый малыш, если ему показать, сможет сам смешать краски и начать ими работать. Да, намного проще посадить малыша перед телевизором и сказать: "Смотри!". Вот так ребенок оказывается отрезанным от творчества на самом раннем этапе развития. Потом мы надеемся на садик, мол, там кто-то  чему-то научит наше чадо, что очень спорно. Маму никто и никогда не заменит. На этапе до 3-х лет, да и в детсадовском возрасте, как можно больший объем навыков и знаний родители должны дать ребенку сами.

На мой взгляд, самый продуктивный и благодатный период для занятий изобразительным искусством начинается у ребенка с трех лет. Дети этого возраста не боятся ничего. Им любой образ по плечу. И если нет на этот момент возможности научить ребенка профессиональным приемам, тогда дайте ему краски, материалы, которые можно использовать в домашних условиях, дайте формат; и не А 4, а лист ватмана, пол листа. Наша задача здесь – подсунуть инструмент, ребенок сам разберется, что со всем этим делать. Жаль, что многие родители недооценивают роль изобразительных навыков, не видят практической пользы. А ведь изобразительное искусство многомерно и учит смотреть на явления нашей жизни с разных сторон, развивает умение видеть объемно, запоминать детали, мыслить абстрактно, обобщать или, наоборот, анализировать. В итоге у маленького человека формируется принцип, подход к решению той или иной жизненной задачи. Люди, занимающиеся ИЗО в детстве, потом проявляют творческий потенциал и используют полученные навыки в любой работе.

От "головоногов" к выставке

Куда отдать ребенка, в какую студию, в какую школу, как сориентироваться в обилии предложений? Это очень непростой вопрос. Я, признаюсь, не в восторге от существующей ныне системы обучения художественному творчеству в принципе, поскольку считаю, что программы образования и в художественных, и в обычных школах построены не правильно. Во-первых, как можно заставлять детей рисовать по шаблону то, что преподаватель считает нужным? У каждого ребенка свое личное восприятие мира, которое он может по-своему выразить на листе бумаги.  Художник ведь чем отличается? Тем, что выдает продукт не похожий на другие. Заданный по шаблону рисунок – еще один заслон на пути творческого развития. Следующая проблема – темы занятий. Как была в учебном плане тема "Нарисуйте праздник", так она и осталась. А что может нарисовать ребенок во втором или третьем классе, если он не научен смешивать краски, штриховать? То же самое в художественной школе: основ нет, а пейзаж или натюрморт нарисовать извольте. А как рисовать, если нет навыков письма? Я бы, например, год только сидела над смешиванием красок: вот как из трех красок получить максимальный спектр цветов? Этому же надо научить.

Недавно в Интернете смотрела, какие новые творческие школы в нашем городе открылись. Посмотрела программы, почитала концепции и у меня сложилось впечатление, что за всем этим кроется пустота. Главный, выдвигаемый новыми программами, очень модный нынче тезис: "Возможности ребенка безграничны. Мы их раскроем!". А как? Я не сторонница каких-то новомодных методов, базируюсь на той системе обучения, которая была у нас на худграфе, и учу своих детей так, как меня учил мой преподаватель омский художник из плеяды шестидесятников Геннадий Штабнов. Он мечтал создать систему, благодаря которой можно приобщать детишек к рисованию с трех лет. Как всякий творческий человек, Геннадий Арсеньевич жил многими направлениями и этот замысел реализовать не успел. Я, можно сказать, подхватила идею, подняла конспекты, записи, оформила это в систему. Методика построена на традиции: на каждый урок ставится задача. Задача должна быть принята ребенком и выполнена. Например, какие качества мы хотим развить в ребенке через ИЗО? Умение видеть? Размышлять? Умение наблюдать окружающий мир? Задач могут быть десятки. Поставить их – обязанность педагога. Он должен ребенка озадачить и требовать. Без этого результата не будет. А все то, что сейчас происходит, напоминает мне оккультное отношение к процессу обучения. Многое подменено игрой. Я согласна, есть вещи, познание которых идет через игру. Но как научиться рисовать, если не прикладывать усилий и труда? До трех лет у ребенка спонтанное восприятие цвета, линий. Вот там он себя выражает через "головоногов" и прочих персонажей. Важно вовремя подхватить этих "головоногов" и трансформировать их в образы, привязанные к реальности. Меня спрашивают: а как ваши дети цвета так выделяют? Почему они вот здесь зеленым работают, вот здесь – синим? Да потому, что их научили. Была поставлена задача: получить все оттенки синего, зеленого. Чтобы творить, нужно сначала научиться себя выражать. Поэтому советую родителям, придя художественную, да и любую другую студию, поинтересоваться у преподавателя, что конкретно будет уметь ваш ребенок, предположим, через год? Сейчас родителям в большинстве случаев внушают: "Ваше чадо самое бесподобное", а то, что самые талантливые должны и работать больше всех, про это и педагоги, и родители часто забывают.

Единственное, чему нельзя научить – процессу творчества. Воспитать талант можно только талантом. Если педагог сам не ищет, не творит, то и дети рядом не увлекутся, не проникнутся духом творчества. Впрочем, не все дети станут художниками, даже если их учил мастер. Но они, однозначно, уже не будут жлобами и преступниками, всегда смогут отличить искусство от подделки, плохое от хорошего. И никогда не скажут про какую-то картину: "Мазня!", потому что почувствовали на себе, какой это тяжелый труд – рисовать.

Беседовала Наталия Овчинникова