yes

Взгляд из инвалидной коляски

20.01.2009
В прошлом году на всероссийском конкурсе исследовательских работ "Мир без опасности" работа московского школьника Саши Куракина удостоилась премии. В ней ученик 11-го класса столичной школы №882 не только подробно описал, каково это - передвигаться по своему дому, району, городу в инвалидной коляске, но и предложил, как изменить ситуацию. Работа, отрывки из которой опубликованы на сайте Известия.ру, так и называется - "Взгляд из инвалидной коляски". Остается только заметить, что это взгляд не взрослого, а растущего человека - ребенка, подростка, юноши.

Лестница, лифт, подъезд


Основная проблема - выход из дома. Спуск на первый этаж - уже трудно. И заблуждение, что проблему можно решить с помощью пандусов: межэтажные лестницы располагаются под таким крутым углом, что ни спуск, ни подъем невозможны...

Не все инвалидные коляски подходят для перевозки в стандартных лифтах. Порой коляска не влезает в лифт всего на пару миллиметров. Но почему не согласовать стандартные размеры колясок и лифтов?

Мелкий, но существенный барьер - кнопочная панель в лифте находится выше уровня, до которого может дотянуться сидящий в коляске человек. Значит, без посторонней помощи колясочник не сможет подняться на свой этаж (дотянуться до кнопки первого этажа все же возможно)...

Улица


Вот и улица. Казалось бы, все трудности позади. Но возле дома припаркованы автомобили, они стоят на дорожках, и проехать по ним невозможно. Да, обычный человек пройдет и даже не заподозрит, что водители перекрыли путь людям с ограниченными возможностями. Что коляску придется сложить и преодолеть препятствие только с помощью сопровождающего. Кстати, водители игнорируют не только нас, но и младенцев. А ведь их коляски не только шире, но и не складываются. Для решения этой и других проблем не нужно затрачивать огромные средства. Просто - думать о других...

К нашим дорогам приспособлена не каждая отечественная коляска. А импортные вообще рассчитаны исключительно на ровные покрытия. Государством инвалидная коляска выдается раз в четыре года, но моя "Майра" ломается уже второй раз за год...

Пересечь шоссе или магистраль вряд ли удастся. Даже если пешеходный переход оснащен пандусом, лестница настолько крута, что пользоваться им опасно. Значит, нужна помощь, чтобы спуститься по лестнице. Да, желающих помочь становится с каждым годом все больше. Но помощники должны, например, представлять, насколько можно наклонить коляску при переносе по лестнице, чтобы сидящий из нее не вывалился. Нужно знать, что у коляски снимаются подставки для ног. Поэтому нельзя брать ее вблизи рычагов, которые осуществляют данную операцию. Сейчас перед переносом сопровождающий или сам колясочник инструктирует помощников. Но ситуация может быстро выйти из-под контроля, поэтому лучше иметь предварительный опыт. Рекламные плакаты на автобусных остановках - с указанием того, как можно и как нельзя переносить коляски с людьми - точно не повредят...

Школа


В школе, показывая на лестницы, колясочникам чаще всего посоветуют перейти на домашнее обучение (речь - об общеобразовательных учреждениях). Сейчас политика государства обращена в сторону изменения формы образования инвалидов на дистанционную. Так пытаются решить проблемы, возникающие при обучении детей-инвалидов. Наверное, замкнув ребят в четырех стенах, эти проблемы, причем дешево, можно решить. Но вряд ли это поможет им стать полноценными членами общества. Конечно, в таком случае не нужно ни строить пандусы, ни создавать "безбарьерную" среду... Ведь человек может не только учиться дома, но и вообще из него не выходить...

Транспорт


Чтобы зайти в обычный автобус (троллейбус, трамвай) с ребенком-колясочником, сопровождающему нужно предпринять примерно такие же усилия, как если бы он заходил с двумя сумками, которые настолько огромны и тяжелы, что взять их в обе руки не представляется возможным. Нужно попросить кого-то подержать коляску, занести ее в транспорт и разложить, а затем вернуться и занести ребенка. А если ребенку 15-16 лет и он очень рослый? И это при том, что весь автобус с нетерпением ждет, когда двери закроются и движение продолжится. К счастью, стали появляться "автобусы с низкой посадкой". Без ступенек. Наподобие тех, которые ходят в аэропортах. Но и тут остались проблемы: такие автобусы ходят раз в полчаса или раз в час, что особенно принципиально зимой. Утром и вечером воспользоваться ими нельзя - час пик. Маршруты "автобусов с низкой посадкой" почему-то не всегда совпадают с обычными. И еще одна мелочь: автобус часто подъезжает к тротуару на такое расстояние, что при попытке заехать коляска оказывается между бордюром и автобусом, и дальнейшие передвижения невозможны. Решение проблем - в тщательной продуманности маршрутов и расписания транспорта "с низкой посадкой"...

Рано или поздно приходится спуститься в подземку. В вестибюле обычно есть эскалатор. Что не гарантирует безопасное передвижение до платформы: эскалаторы часто расположены под слишком большим углом. Такие же приключения ожидают нас на каждой пересадочной станции. Лестницы есть почти на каждой, а вот эскалаторы - нет.

Новые станции метрополитена строятся с эскалаторами и лифтами. Пример - построенная в январе 2008-го станция "Строгино". В день ее открытия их гордо показали по телевизору. А потом полгода лифт не запускали. До открытия второго вестибюля не было и эскалатора, лишь мраморная лестница на платформу. Хотя пандус в сам вестибюль поражает воображение...

Для инвалидов есть услуга социального такси, хотя это далеко не всем по карману. Для этого надо предварительно купить талоны. И прозвониться диспетчеру, что очень сложно. Получается, если о мероприятии стало известно менее чем за двое суток, шанс попасть туда минимальный. Сейчас правительство Москвы выделило социальное такси как важное направление, призванное решить проблемы передвижения инвалидов по городу. Не хотелось бы, чтобы это означало, что "автобусы с низкой посадкой" больше не будут появляться на маршрутах, а эскалатор и лифт не станут атрибутом новых станций метрополитена.

Магазины, театры, музеи


Самая благоприятная среда - современные торговые центры. Минимальное количество лестниц и везде прозрачные лифты. Хотя сидящий в коляске не всегда может дотянуться до нужного товара. Правда, даже лифт ничего не гарантирует. Несколько лет назад мы были в ЦУМе, и с радостью обнаружили (о чудо!) эскалатор. Но провез он нас всего метра три, а затем остановился. И голос из динамиков тоном приказа сообщил: "Женщина с ребенком в коляске, немедленно возьмите его на руки!" Мне тогда было лет 13...

Вперед многих ушел американский "Макдоналдс". Если даже присутствует лестница в зал, то в теплое время года можно остаться на улице. Крупные рестораны оборудованы туалетом для инвалидов с поручнями и широкими дверями. Намного полезнее было бы не ругать вредность предлагаемой там пищи, а перенять западный опыт. Хотя бы двери пошире в кафе сделать...

В театрах для нас часто находится служебный вход, а иногда даже и лифт для декораций. Тут все зависит от персонала, а в интеллигентных местах персонал соответствующий...

Мечта многих школьников - Политехнический музей. Но три огромных пролета безнадежно отделяют от зала с капсулой Гагарина и первого искусственного спутника Земли. Подъемника не предвидится. Но есть и исключения. Например, Исторический музей с современным лифтом.

Автобусы станут доступнее, трамваи - пока нет


В управлении развития городских видов пассажирского транспорта департамента транспорта и связи Москвы "Известиям" сообщили, что если раньше устраивались отдельные маршруты и создавались социальные службы перевозок по заказам людей с ограниченными возможностями, то теперь решено приспосабливать для них весь транспорт. Хотя это недешево: тот же низкопольный автобус существенно дороже, чем обычный. Но зато уровень пола в салоне - на высоте 30 см (на обычных "Икарусах" - около метра), то есть человек прямо с тротуара может шагнуть на пол автобуса, что удобно не только инвалидам, но и всем пассажирам, особенно пожилым и детям.

Кроме того, транспорт в Москве оборудуется специальными выдвижными устройствами - аппарелями, которые помогут инвалиду попасть в автобус, если автобус, например, не может подъехать к тротуару. Появились и места крепления для инвалидных колясок, и бегущая строка с информацией об остановках - для слабовидящих. Вместе с департаментом социальной защиты столичные транспортники разработали новые технические требования - закупаться будет только оборудование, полностью соответствующее новым нормам. Правда, с низкопольными трамваями ситуация хуже: отечественных нет, а иностранные настолько дороги, что их не может позволить себе даже Москва. И все же в прошлом году сделан первый такой трамвай - для этого взяли две старые "Татры", закупили в Чехии среднюю пониженную часть и получился трамвай с пониженной средней частью, но с обычными передней и задней площадками. Хотя пока не ясно, будет ли продолжаться этот эксперимент.

За два года появятся 600 новых павильонов на остановках - с бегущей светящейся информационной строкой, с поручнями, за которые можно держаться.

Источник: Известия. ру